17 февраля 1873 г. на Мотовилихинском заводе был запущен в эксплуатацию уникальный 50-тонный ковочный паровой молот – «царь-молот», ставший самым большим в мире. Сила удара 50-тонного верхнего бойка составляла 10 тыс. пудов. Он предназначался для ковки стальных заготовок крупных орудийных стволов. Модель царь-молота экспонировалась на Венской Всемирной выставке, а его создатель – главный инженер завода Николай Воронцов - был награжден там Медалью сотрудничества.
КАК СТРОИЛИ
Сооружение молота началось в 1869 году с гидрогеологических исследований места для его установки. Достижением инженерного искусства того времени был не только сам молот, но и основание под него, являвшееся сложным техническим сооружением. Для работы молота была необходима чугунная наковальня (шабот или стул) весом более 600 тонн , которую решено было изготовить цельнолитой непосредственно на месте установки молота. Под шабот и станину молота кессонным методом был вырыт котлован. После чего принялись за возведения специального цеха. Зная, что гигантские молоты при работе сильно сотрясают здания, в которых они установлены, цех построили на сваях, глубоко забив их в грунт.
После молебна с участием хора певчих 26 января 1873 года началась небывалая еще в истории металлургии работа. Чугун лился одновременно из 14 вагранок. Процесс продолжался 27 часов без перерыва. Но мастеровые почитали за великое счастье угодить в эту рабочую смену. Всего в процессе участвовали 700 рабочих. Уложились в 4 плавки . Чугун остывал долго. Через месяц температура гигантского слитка снизилась до 700 градусов, через два - все еще превышала 300 градусов. Только в октябре « стул » перевернули и установили на место.Общая масса конструкции составила 1442 тонны.
Воронцов решил сразу перейти к обработке заготовки для 11-дюймового орудия. Из печи выдвинули раскаленную болванку весом 400 пудов, положили на наковальню. Управление гигантским молотом осуществляли 12 рабочих. Первый удар многим показался страшным - все сотрясалось! Ковка продолжалась три часа.
ГОРДОСТЬ НАЦИИ
Российская общественность восприняла молот Воронцова, как повод для национальной гордости. Кончилась зависимость российских армии и флота от военного импорта.
Царь-молот , вернее, его модель, был представлен в Вене на Всемирной промышленной выставке в 1873 г. (макет в 1/6 натуральной величины). Там же известили, что на уральском заводе уже отлита цельная чугунная монолитная наковальня для молота . Николай Васильевич Воронцов на Венской выставке был удостоен «Медали сотрудничества», которой награждали выдающихся изобретателей, чей вклад в науку и технику оценивался как мировое достояние. Ведь русский молот по силе удара втрое мощнее любого мирового аналога.
КОНЕЦ ЭРЫ МОЛОТОВ
Недолго длилась могущество царь-молота. Эра паровых монстров была предопределена: их удары вызывали чудовищные сотрясения зданий цехов, наносила вред почве в окрестностях, разрушались соседние здания. В конце концов, на смену паровым гигантам пришли гидравлические ковочные прессы.
Начиная с XX века , молоты постепенно были вытеснены гидравлическими прессами , которые достигали тех же значений силы давления и более высокого качества обработки металла, но были менее дорогие по конструкции.
Николай Васильевич Воронцов, наладив работу нового цеха и оборудования, был назначен директором Путиловского завода, а после стал директором Горного института в Петербурге.
Царь-молот продолжал работать на Мотовилихинских заводах до 1916 года и был разобран в 1923. Чугунный монолит шабота так и остался на прежнем месте, постепенно врастая в землю, и над ним выстроили новый кузнечный цех. До сих пор под цехом №29 ОАО «Мотовилихинские заводы» покоится огромный металлический слиток – это основание молота.
В 1920 году в Перми на горе Вышка был открыт памятник в виде стилизованной скульптуры молота. Он являл собой символ рабоче-крестьянского государства: серп и молот. Только молот был нестнадартный - воронцовский. И по этому памятнику сейчас можно судить, как выглядел оригинал. В 1969 году этот паровой молот был избран символом Перми и запечатлён на гербе города.(художник Маргарита Тарасова)