В деревне на Севере услышал новое для себя слово. Контекст был примерно следующий: "Как за водой пойдешь, ты только порочку крепко держи – мороз на улице, обледенела вся".
Сначала мой мозг резко протестовал против такого количества новой информации. Какая вообще порочка, зачем я должен ее крепче держать и с какого перепуга она могла обледенеть? А потом, как сходил за водой, сразу все стало просто и понятно.
Оказывается, порочный круг к порочке не имеет никакого отношения, как изначально мне казалось. А вот колодец к порочке отношение имеет уже совершенно непосредственное. В деревне единственным источником воды на всю округу служит колодец, поэтому каждый местный как минимум раз в день наведывается к нему за водичкой.
Но колодцы в Большом Бору необычные, по крайней мере для человека из средней полосы. Видите ворот, с помощью которого нужно ведро из колодца поднимать? Вот и я не вижу...
Для Русского Севера колодцы с воротами — достаточно нехарактерная штука. Мне в основном попадались либо колодцы-журавли, либо вот такие колодцы с порочками, а традиционных с воротами — нема. Есть, конечно, но куда меньше, чем в средней полосе.
Если вода залегает неглубоко под землей, то нет смысла устанавливать при колодце громоздкий и сложный ворот. Ведро всего-то и нужно опустить на каких-то метр-полтора, и тут на помощь приходит та самая порочка...
По большому счету порочка представляет собой некий сосуд на длинной деревянной палке. Сейчас к шестам крепят ведра, а раньше сворачивали конусы из бересты, если нужна была небольшая порочка для ребенка, или из той же бересты шили ведра, если требовался объем побольше.
Несмотря на свою простоту, штука довольно удобная, но ровно до тех пор, пока на ручку порочки не попадает вода. На морозе зимой она моментально схватывается, и образуется лед. Потягать десятилитровое ведро воды с глубины в полтора метра да еще и на обледеневшем деревянном шесте — занятие не для слабых духом пальцами.
Вот так несколько ведер поднимешь порочкой из колодца и, считай, с эспандером позанимался. Отличная разминка не только для рук, но и для пальцев получается!
Распространена порочка повсеместно на Русском Севере с незапамятных времен. На юг добиралась до Пошехонья, Ярославской области и даже еще южнее: а почему не использовать, раз удобно?
На местном диалекте Поонежья слова "порочка" трансформируется в "пóроцка" с ударением на первый слог. Цокание очень характерно для этих мест, так что не пугайтесь, что вас попотчуют в этих краях "цаёцком с молоцком", а потом отправят на колодец "пороцкой" воды набрать...
Езжу по Русскому Северу и рассказываю про эти прекрасные места. Присоединяйтесь, чтобы не пропустить новые материалы и почитать старые!