Вот мы и добрались до парадной части улицы Чапаевской. Впереди через дорогу уже начинается главная площадь Самары. Под стать площади и здания на углу Чапаевской и Красноармейской.
В 1927-1928 годах на нечетной стороне улицы по проекту Петра Александровича Щербачева построен трехэтажный жилой дом.
В то время конструктивизм еще был в фаворе, но Щербачев-младший, видимо, унаследовал от отца осторожное отношение к модным стилям. Только что в 1927 году по проекту Петра Александровича построили здание управления Самара-Златоустовской (сейчас Куйбышевской) железной дороги на Комсомольской площади. Там архитектор даже не пытался обращаться к конструктивизму. Стилистическое решение здания эклектично, элементы классицизма благополучно сочетаются здесь с восточными полусферическими куполами.
Жилой дом на Чапаевской, конечно, гораздо аскетичнее. Но и здесь Петр Щербачев отступил от канонов конструктивизма и поместил на фасаде рельефные изображения: годы строительства здания, а также серп и молот.
В 1965 году дом достроен до пяти этажей. Из знаменитостей здесь жили: Всеволод Головкин, сын самарского купца, краеведа и архитектора Константина Головкина, построившего известную дачу со слонами; архитектор Алексей Моргун; театральный режиссер Петр Монастырский.
Как ни боролись власти с сараями во дворе дома, полностью это сделать не удалось. Тут и по сей день красуется странное сооружение неопределенного возраста.
А на четной стороне Чапаевской – огромное по здешним меркам здание. Это так называемый Дом радио (другие названия: Дом связи, Центральный телеграф). Автор проекта – московский архитектор Елена Сергеевна Сорокина (1898-1989). Существует местная легенда, что именно отсюда в годы Великой Отечественной войны вещал Левитан.
Одна часть здания напоминает образцы советского неоклассицизма, хотя проект был сделан еще в 1930 году.
Другая часть имеет признаки конструктивизма.
Строительство затянулось аж до 1938 года. К тому времени конструктивизм вышел из моды и подвергся резкой партийной критике. Вероятно, это стало одной из причин неполной реализации проекта. Цилиндрическую часть здания, в которой должен был находиться зрительный зал, решили не строить.
Зато в 1977 году к 60-летию Октября на этом месте воздвигли монумент «Борцам за установление советской власти в Самаре» (скульпторы И. Б. Федоров и А. И. Фролов, архитектор А. Г. Моргун). Композиция состоит из голов крестьянина, красноармейца и рабочего, сгруппированных под развевающимся знаменем.
Сбоку на уровне головы рабочего имеется рельефный текст. Это довольно большая выдержка из приказа Военно-революционного совета Восточного фронта, в котором объявляется благодарность доблестным бойцам Красной армии. Но прочитать текст удается только в то время суток, когда свет падает на него под определенным углом, и буквы не сливаются с фоном. Мне с этим не повезло.
Довольно необычен выбор материалов для композиции: постамент гранитный, стилизованное знамя сделано из листовой меди, головы крестьянина, красноармейца и рабочего – крашеный гипс. Может быть, собирались в будущем отлить головы из чугуна или бронзы, да навалились другие заботы. И вот уж советской власти не стало, а гипс и ныне там.
Самарцы не то чтобы невзлюбили монумент, а скорее прониклись сочувствием к борцам за советскую власть, которым начальство пожалело гипса на полноценные фигуры. От этого чувства и родилось ласковое альтернативное название монумента – Змей Горыныч (в честь популярного сказочного персонажа с тремя головами).
А теперь давайте посмотрим, что здесь было до революции. Для этого воспользуемся фотографией, сделанной в 1890 годы с колокольни снесенного Кафедрального собора. Красная стрелка указывает на усадьбу бывшего городского головы Петра Владимировича Алабина, что находилась как раз на том самом углу, где теперь обосновался Горыныч.
Самарский архитектор Владимир Степанович Алексушин по фотографиям и чертежам воссоздал облик дома Алабина.
Не дворец, конечно. Но если сравнить с домом бывшего губернатора Григория Аксакова (на следующем фото полутораэтажный слева), что стоял в соседнем квартале, то Алабин выигрывает по всем параметрам.
В одном лишь Аксакову повезло больше: его семейству скоро поставят памятник на месте снесенной усадьбы, а место усадьбы Алабиных уже занято Горынычем. Вот и пришлось памятник Петру Владимировичу поставить ближе к Волге, у самого начала улицы Красноармейской.
Зато, как говорится, идут снегоходы – привет Алабину!
Спасибо, что дочитали!
Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. Из чего на самом деле изготовлен памятник борцам за установление советской власти в Самаре, можно узнать здесь.
Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк . Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).
Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.
Ваш Андрей Макаров