Найти тему
Андрей Макаров

Памятник Змею Горынычу на месте усадьбы самарского городского головы

Оглавление

Вот мы и добрались до парадной части улицы Чапаевской. Впереди через дорогу уже начинается главная площадь Самары. Под стать площади и здания на углу Чапаевской и Красноармейской.

В 1927-1928 годах на нечетной стороне улицы по проекту Петра Александровича Щербачева построен трехэтажный жилой дом.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/

В то время конструктивизм еще был в фаворе, но Щербачев-младший, видимо, унаследовал от отца осторожное отношение к модным стилям. Только что в 1927 году по проекту Петра Александровича построили здание управления Самара-Златоустовской (сейчас Куйбышевской) железной дороги на Комсомольской площади. Там архитектор даже не пытался обращаться к конструктивизму. Стилистическое решение здания эклектично, элементы классицизма благополучно сочетаются здесь с восточными полусферическими куполами.

Здание управления Куйбышевской железной дороги и скульптура киноперсонажа Деточкина. Фото: автор
Здание управления Куйбышевской железной дороги и скульптура киноперсонажа Деточкина. Фото: автор

Жилой дом на Чапаевской, конечно, гораздо аскетичнее. Но и здесь Петр Щербачев отступил от канонов конструктивизма и поместил на фасаде рельефные изображения: годы строительства здания, а также серп и молот.

В 1965 году дом достроен до пяти этажей. Из знаменитостей здесь жили: Всеволод Головкин, сын самарского купца, краеведа и архитектора Константина Головкина, построившего известную дачу со слонами; архитектор Алексей Моргун; театральный режиссер Петр Монастырский.

Фото: автор
Фото: автор

Как ни боролись власти с сараями во дворе дома, полностью это сделать не удалось. Тут и по сей день красуется странное сооружение неопределенного возраста.

Фото: автор
Фото: автор

А на четной стороне Чапаевской – огромное по здешним меркам здание. Это так называемый Дом радио (другие названия: Дом связи, Центральный телеграф). Автор проекта – московский архитектор Елена Сергеевна Сорокина (1898-1989). Существует местная легенда, что именно отсюда в годы Великой Отечественной войны вещал Левитан.

Фото: автор
Фото: автор

Одна часть здания напоминает образцы советского неоклассицизма, хотя проект был сделан еще в 1930 году.

Другая часть имеет признаки конструктивизма.

Фото: автор
Фото: автор

Строительство затянулось аж до 1938 года. К тому времени конструктивизм вышел из моды и подвергся резкой партийной критике. Вероятно, это стало одной из причин неполной реализации проекта. Цилиндрическую часть здания, в которой должен был находиться зрительный зал, решили не строить.

Зато в 1977 году к 60-летию Октября на этом месте воздвигли монумент «Борцам за установление советской власти в Самаре» (скульпторы И. Б. Федоров и А. И. Фролов, архитектор А. Г. Моргун). Композиция состоит из голов крестьянина, красноармейца и рабочего, сгруппированных под развевающимся знаменем.

Фото: автор
Фото: автор

Сбоку на уровне головы рабочего имеется рельефный текст. Это довольно большая выдержка из приказа Военно-революционного совета Восточного фронта, в котором объявляется благодарность доблестным бойцам Красной армии. Но прочитать текст удается только в то время суток, когда свет падает на него под определенным углом, и буквы не сливаются с фоном. Мне с этим не повезло.

Фото: автор
Фото: автор

Довольно необычен выбор материалов для композиции: постамент гранитный, стилизованное знамя сделано из листовой меди, головы крестьянина, красноармейца и рабочего – крашеный гипс. Может быть, собирались в будущем отлить головы из чугуна или бронзы, да навалились другие заботы. И вот уж советской власти не стало, а гипс и ныне там.

Фото: автор
Фото: автор

Самарцы не то чтобы невзлюбили монумент, а скорее прониклись сочувствием к борцам за советскую власть, которым начальство пожалело гипса на полноценные фигуры. От этого чувства и родилось ласковое альтернативное название монумента – Змей Горыныч (в честь популярного сказочного персонажа с тремя головами).

Фото: автор
Фото: автор

А теперь давайте посмотрим, что здесь было до революции. Для этого воспользуемся фотографией, сделанной в 1890 годы с колокольни снесенного Кафедрального собора. Красная стрелка указывает на усадьбу бывшего городского головы Петра Владимировича Алабина, что находилась как раз на том самом углу, где теперь обосновался Горыныч.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/

Самарский архитектор Владимир Степанович Алексушин по фотографиям и чертежам воссоздал облик дома Алабина.

Источник: https://vk.com/wall-194864328_108
Источник: https://vk.com/wall-194864328_108

Не дворец, конечно. Но если сравнить с домом бывшего губернатора Григория Аксакова (на следующем фото полутораэтажный слева), что стоял в соседнем квартале, то Алабин выигрывает по всем параметрам.

Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/
Фото отсюда: https://drugoigorod.ru/red_army_street/

В одном лишь Аксакову повезло больше: его семейству скоро поставят памятник на месте снесенной усадьбы, а место усадьбы Алабиных уже занято Горынычем. Вот и пришлось памятник Петру Владимировичу поставить ближе к Волге, у самого начала улицы Красноармейской.

Фото: автор
Фото: автор

Зато, как говорится, идут снегоходы – привет Алабину!

Фото: автор
Фото: автор

Спасибо, что дочитали!

Читать продолжение

Предыдущую часть читайте здесь. Начало прогулки – здесь. Из чего на самом деле изготовлен памятник борцам за установление советской власти в Самаре, можно узнать здесь.

Если текст понравился, поставьте, пожалуйста, лайк . Ну и помогите продвижению канала, сделав репост в соцсетях (это совсем не сложно – кнопки находятся на полях слева от текста).

Также рекомендую заглянуть (а то и подписаться) на мой канал – там есть (и будет) еще много интересного.

Ваш Андрей Макаров