Найти тему

Пророчества из Ясной Поляны

  Какое будущее увидел и о чем предупреждал Петра Столыпина Лев Толстой в опубликованных обращениях и личных письмах?

   Классик русской литературы был категорически не согласен с политэкономическими идеями премьера-реформатора Столыпина, считая их опасным заблуждением. 

    Великого писателя связывала дружба с покойным отцом премьер-министра, Аркадием Дмитриевичем,  а самого Петра Аркадьевича он также хорошо знал с юношеских лет. 

   Настаивая на преобразованиях в интересах народных масс, а не узких слоев "иностранных кредиторов" и "будущих фермеров", в июле 1907 года Толстой обращается к Столыпину: 

    "...Пишу Вам, Петр Аркадиевич, под влиянием самого доброго, любовного чувства к стоящему на ложной дороге сыну моего друга.  

     Вам предстоят две дороги: или продолжать ту, начатую Вами деятельность не только участия, но и руководства в ссылках, каторгах, казнях, и, не достигнув цели, оставить по себе недобрую память, а главное, повредить своей душе, или... содействовать уничтожению давней, великой, общей всем народам жестокой несправедливости земельной собственности, сделать истинно доброе дело...

     Да, любезный Петр Аркадиевич, хотите Вы этого или нет, Вы стоите на страшном распутье: одна дорога, по которой Вы, к сожалению, идете, – дорога злых дел, дурной славы и, главное, греха; другая дорога – дорога благородного усилия, напряженного осмысленного труда, великого доброго дела..."  

        Не получив ответа по существу, спустя год, в своей знаменитой статье "Не могу молчать" Толстой высказывается уже более жестко:

     «...Вы не можете успокоить людей, мучая их, терзая, ссылая, заточая, вешая детей и женщин... 

    ...Если бы вы убили и замучили хотя бы и десятую часть всего русского народа, духовное состояние остальных не станет таким, какого вы желаете.

      Все, что вы делаете теперь, с вашими обысками, шпионствами, изгнаниями, тюрьмами, каторгами, виселицами – все это не только не приводит народ в то состояние, в которое вы хотите привести его, а, напротив, увеличивает раздражение и уничтожает всякую возможность успокоения... 

      Так и не говорите, что то, что вы делаете, вы делаете для народа: это неправда.

   Все те гадости, которые вы делаете, вы делаете для себя, для своих корыстных, честолюбивых, тщеславных, мстительных, личных целей, для того, чтобы самим пожить еще немножко в том развращении, в котором вы живете и которое вам кажется благом...»

   А спустя еще год, в августе 1909 г. Толстой вновь отправляет личное письмо Столыпину,  убеждая его, пока не поздно, одуматься:

    "... По теперешней вашей деятельности вы уже заслужили ту ужасную славу, при которой всегда, покуда будет история, имя ваше будет повторяться как образец грубости, жестокости и лжи. Губит же, главное, ваша деятельность, что важнее всего, вашу душу... 

     Вместо умиротворения вы до последней степени напряжения доводите раздражение и озлобление людей всеми этими ужасами произвола, казней, тюрем, ссылок и всякого рода запрещений...

      Мне, стоящему одной ногой в гробу и видящему все те ужасы, которые совершаются теперь в России, так ясно, что достижение той цели умиротворения, к которой вы, вместе с вашими соучастниками, как будто бы стремитесь, возможно только совершенно противоположным путем, чем тот, по которому вы идете: во-первых, прекращением насилий и жестокостей, в особенности казавшейся невозможной в России за десятки лет тому назад смертной казни, и, во-вторых, удовлетворением требований, с одной стороны, всех истинно мыслящих, просвещенных людей, и с другой – огромной массы народа, никогда не признававшей и не признающей право личной земельной собственности..."

      Подводя резюме вышесказанному, бесспорным следует признать тот очевидный факт, что Столыпин, в целом, был убежденным либерально-буржуазным реформатором.

      Судя по его выступлениям в Государственной Думе, он искренне верил в безальтернативную правильность проводимого им курса на ускорение капиталистической "перестройки". Мол, реформы проводятся для "разумных и сильных, а не пьяных и слабых"... 

      Если вспомнить конец ХХ века, весьма похожие аргументы приводились Е. Гайдаром, Б. Немцовым и прочими инициаторами нового либерального переформатирования нашего общества. "Младореформаторы" также старались убедить не только других, но и самих себя в том, что, хотя и некоторая часть населения может не "вписаться в рынок", все-таки для большинства "так будет лучше"...

   Продолжение расследования обстоятельств противоречивой деятельности и загадочной смерти Петра Столыпина читайте в материалах

"Первый русский... фашист?"  и

 "СССР или "белый Алжир"?