Поскольку в каббале мужской и женский пол у людей и их земные отношения суть отражения божественного мира, функции земной женщины имеют свои параллели в женской ипостаси Бога – Шхине. Шхина вступает в половые отношения с Богом и другими партнёрами, может забеременеть и родить ребёнка; она также менструирует. В «Зогаре» Шимон бар Йохай раскрывает своим ученикам мистическое значение менструации Шхины (Зогар, III , 79a ). Как месячные прерывают половые отношения земных женщин, так же менструация Шхины прерывает её божественный союз со своим законным супругом – сфирой Йесод или Тиферет, который может возобновиться только после её ритуального очищения.
Согласно некоторым текстам, у Шхины недельный цикл. В течение нескольких дней недели она менструирует и является ниддой, т.е. отделена от своего супруга. В пятницу она очищается и в ночь на субботу возобновляет отношения с супругом. Это представляет собой образец для иудейского мистика, который может иметь отношения со своей женой только в ночь с пятницы на субботу, в то время как простые люди могут иметь отношения в любые дни в течение двух недель месяца, когда жена считается ритуально чистой (Зогар, I , 175a -b ).
Согласно другой версии, у Шхины, которая отождествляется с Луной, как её супруг Йесод или Тиферет – с Солнцем, цикл составляет 28 дней, что совпадает с длительностью лунного месяца (Зохар, I , 38a , 53a , 185a ; II , 237b ; III , 95a -b , 247b ). Искупительная жертва, которую иудеи должны приносить в Рош ходеш (первый день нового лунного месяца), требуется для того, чтобы скрыть запах менструальной крови Шхины (Зогар, I , 190b ).
Согласно поздней части «Зогара» «Райа мегемна», Шхина во время менструации должна удаляться в дом затворничества (bet ’assurot ) (Зогар, III , 272а). Каббалист Иосиф Хамадан сообщает, что Шхина одевается очень скромно, оставляя открытыми только свои глаза. Однако у неё есть и много одежд разных цветов – белые, голубые, красные, чёрные, зелёные и т.д., которые она носит, чтобы привлечь своего супруга. Во время менструации она носит более скромную одежду и не украшает себя. Шхина вновь надевает красивую одежду после очищения (Sefer Tashaq , 344).
Цвет одежды Шхины также зависит от излияний, которые она получает из более высоких сфирот. Под избыточным влиянием сфиры Дин («Суд») (другое название сфиры Гвура) её одежды становятся красными, и она начинает менструировать. К Шхине в таком состоянии каббалисты относят высказывания Книги пророка Исайи «Меч Яхве наполнится кровью» (Ис. 34, 6) и «Отчего же одеяние твоё красно, и ризы у тебя, как у топтавшего в точиле?» (Ис. 63, 2). С началом менструации Шхина становится злой силой и описывается как наполненный кровью сосуд зла (Зохар, I , 238b ).
У Шхины два лика. Моше де Леон в сочинении «Мишкан Эдут» («Ковчег завета») отождествляет её одновременно с Премудростью и Чужой женой Книги Притчей (Притч. 7, 3-4). Её природа зависит от состояния чистоты. Когда она чиста, она является Премудростью, а когда менструирует – Чужой женой. Тиферет и Шхина обычно соединены и расстаются только тогда, когда её «блудодеяния у грудей её» (Ос. 2, 2), т.е. когда у неё месячные и она отдаляется от своего мужа и становится женой Самаэля.
Когда Шхина чиста, она обеспечивает божественное единство, а когда нечиста, то должна быть изгнана из божественного мира. Она есть «обращающийся меч» (Быт. 3, 24), который переходит от добра к злу, от милости к суду, от мира к войне. Когда меч наполняется кровью (Ис. 34, 6), т.е. красными истечениями сфиры Дин, Шхина становится злой.
Согласно одному из каббалистических мифов, менструальную нечистоту ввёл в Шхину первобытный Змей. Исаак из Акры сообщает: «злая склонность есть первобытный Змей, который распространяет свою нечистоту на женщину [Шхину], и это есть менструальная кровь» ( Sefer Me ’ irat Einayim , 29 )[1] . В «Зогаре» Шимон бар Иохаи повествует, что, когда Шхина ослаблена грехами мира, она не может защитить себя от зла. Тогда Самаэль, привлечённый её внутренними качествами суда и нечистоты, вводит в неё оскверняющие свойства «другой стороны» (sitra a ḥ ra ) в виде менструальной крови (Зогар, III , 79 a ; I , 190 b ). Тогда Шхина становится нечистой и не может сочетаться со своим божественным супругом. Менструирующая Шхина совокупляется с Самаэлем (Зогар, I , 25 b , 36 b , 47 a , 52 b , 122 b , 126 a - b , 145 b ; II , 111 a , 194 a ; III , 79 a ), привлекая к себе духов нечистоты и становясь источником опасности для любого, кто к ней приближается (Зогар, II , 125 a , 128 a ). В таком состоянии Шхина может быть названа именем Лилит – демонической супруги Самаэля – и считаться блудницей ( zona ) (Зогар, III , 124 b -125 a ). Она может быть отождествлена даже с самим Змеем (Зогар, III , 119 b ).[2]
[1] Цит . по : Sharon Faye Koren . Foresaken: The Menstruant in Medieval Jewish Mysticism. Waltham, 2011. P. 90-91.
[2] Sharon Faye Koren . Foresaken: The Menstruant in Medieval Jewish Mysticism. Waltham, 2011. P. 75-97.
См. тж.:
https://ridero.ru/books/vot_b-gi_tvoi_izrail/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/141529705/
https://www.litres.ru/sergey-petrov-11700776/vot-b-gi-tvoi-izrail-yazycheskaya-religiya-evreev/
https://www.amazon.com/dp/B0742K7PX8
См. тж.
https://ridero.ru/books/zavet_narodu_i_svet_plemenam/
https://www.ozon.ru/context/detail/id/191243269/
https://www.litres.ru/sergey-petrov-117007/zavet-narodu-i-svet-plemenam-ahemenidskaya-persiya-v/