Всем привет.
С самого рождения маленький малыш нуждается в любви и помощи близких и в первую очередь мамы. И что бы ни говорили многочисленные бабушки, знакомые о привязанности ребенка с первых дней жизни к рукам, ему это жизненно необходимо. Что плохого, если мама укачает на руках? Что плохого, если ребенок ляжет спать рядом? Что плохого, если вместо того, чтобы закрыть малыша в темной комнате и приучать к самостоятельному засыпанию, мама, например, погладит его по спинке или споет песенку? В первую очередь надо думать именно о психологическом состоянии Вашего долгожданного малыша. Если у него есть потребность в общении с мамой, значит ему так комфортно, он чувствует Вашу любовь и защиту и в его подсознании закладывается уверенность в себе. Мы же, в большинстве случаев, по незнанию и неопытности, воспринимаем это, как баловство и капризы. И в итоге, чтобы показаться перед окружающими «хорошей» мамой, мы многое «ломаем» в ребенке с первых дней жизни. А научно доказано, что у детей, которых приносят маме не сразу после рождения, а, например, спустя уже 36 и более часов, чаще болеют неврозами, чем дети, которых сразу принесли маме. Так что же важнее? Как нас воспринимают окружающие или чтобы ребенок рос полноценным и одаренным человеком? Зачастую родители эмоционально воспринимают негативную информацию о ребенке (что-то сломал, кого-то ударил, плохо учится в школе и т.п.), а вот, положительные моменты, воспринимают как должное, как свои успехи в воспитании. А ребенку важны эмоции и если он не получает их принося положительные результаты, то он начинает вызывать эмоции отрицательным поведением. Для ребенка очень важно, чтобы мама не только любила его в душе, но и всячески это выражала. Это и прикосновения, и ласковые слова, и похвала даже за маленькие достижения, и участие в познании мира, поддержка и защита. Любое развитие ребенка, познание окружающего мира дается легче, если это происходит в игровой форме. Немаловажную роль играют родители. Именно от их участия зависит влияние игры на подсознание ребенка и как это отразиться в будущем во взрослой жизни.
Так как же не надо играть с детьми?
Есть несколько грубых ошибок, которые допускают родители при взаимодействии ребенка с игрушками: Ребенок сломал игрушку. Для развития ребенка важно, не только покатать, например, машинку, но и разобрать ее, посмотреть, что внутри, потрясти, подергать, что не всегда технически предусмотрено и приводит к поломке. Это не просто нормально, это необходимо. Чем активнее ребенок играет, тем больше пользы это принесет.
Иногда родители ругают за сломанную игрушку, а иногда и вовсе угрожают отлучением от любых игрушек, воспринимая это как небрежное отношение, баловство и т.п. Но давайте исходить все-таки из пользы, которую принесет любознательность малыша. Ведь сломанная игрушка – это либо производитель сделал некачественно, либо сами родители выбрали игрушку не по возрасту. И обвинять ребенка – это просто своего рода психологическое преступление. До 6-ти лет детей нельзя ругать за сломанные игрушки вообще. Здесь важно посочувствовать ему, подбодрить, если малыш расстроился; возможно помочь отремонтировать и вместе этому порадоваться. В более позднем возрасте можно уже просто объяснить и показать, как играть в ту или иную игрушку. Опять же, чем больше участия будут принимать родители, тем эффективнее будет игра.
Прерывистое внимание. Ребенок рождается эмоционально-чистым, не закомплексованным. Например, зевая, он не закрывает рот руками, он делает это искренне и так сладко, что все только умиляются. Но позднее ему объяснят некие правила этикета и скорее всего этот процесс для него уже не будет таким приятным. Так вот, есть еще много и много способов, когда родители, не осознавая того, борются с природой и побеждают. В саду и в школе многие жалуются, что ребенок невнимателен, нет усидчивости, не может сконцентрироваться на поставленных задачах. Именно это неумение сосредоточиться и формируется с помощью родителей. Проследите за собой, как мы играем с ребенком? У нас же миллион и одно дело, которое мы делаем, занимаясь с детьми. Зачастую во время игры кто-то помешивает суп, кто-то листает журнал, вдруг зазвонил телефон, и мы болтаем, забыв про игру. Ребенок привыкает к постоянному переключению внимания, оно становиться похоже на кусочки разбитой вазы. Именно поэтому дети и испытывают сложности с вниманием, особенно в школе. Если начали заниматься с ребенком, уберите телефоны и книги в сторону; начните игру после приготовления обеда и ребенок сможет не только сконцентрироваться на игре, но и получить от нее максимальную пользу.
Любой процесс обучения – это долгий и тяжелый труд. Как уже написано выше, в самом начале жизни ребенок непрерывно связан с родителями. И все что происходит в его жизни напрямую связано с внутренним климатом его семьи. Так и процесс желания познания мира и обучения полностью зависит от семейных ценностей.
Был проведен эксперимент среди 8-9-летних детей. Их вместе с мамами попросили подождать в игровой комнате минут 30-40, при этом запрета на какие-либо действия не было, можно было делать все, что душе угодно. А за их поведением наблюдали через зеркало Гезелла. По итогам эксперимента было выделено четыре группы поведения мам. Именно им и определяется, как в дальнейшем будут развиваться способности ребенка.
-Первая категория мам всячески сдерживала ребенка, не давая ему что-либо трогать и делать в этой комнате. Сама мама при этом также сидела и ждала начала эксперимента. Именно этот вариант поведения является самым «провальным» для развития и обучения ребенка. «Успех» такого поведения мамы будет лишь в том, что у ребенка будет напрочь отбита инициатива к познанию и возникнет куча комплексов, что с ним что-то не так.
-Вторая категория мам активно и навязчиво предлагали ребенку посмотреть, поиграть, т.е. призывали к действию и навязывали свое мнение, опять же лишая ребенка всякой инициативы. Здесь есть большой плюс т.к. мама старается занять ребенка, привлечь к познанию, не ограничивает его, но может быть дать больше свободы? И тогда процесс обучения будет более интересным для ребенка?
-Третий тип поведения был таким: мама постоянно звала кого-то в помощь, чтобы им показали и рассказали, как работает та или иная игрушка. Это говорит о том, что мамы предпочитают, чтобы обучением ребенка занимались профессионалы, но не она. Дети в таких семьях, как правило, посещают различного рода кружки, центры развития и т.п., что, конечно же, не плохо. Но получается мама, самый близкий человек, принимает минимальное участие, а все эти кружки все-таки больше дополнение к семейному воспитанию.
-В четвертой группе мамы, не обращая особого внимания на ребенка, находили для себя интересные занятия, они могли увлечься какой-то книгой, рассматривать понравившуюся игрушку, в общем, погружались в процесс познания. Оказывается, именно у таких мам дети были самыми развитыми и способными к обучению. Во-первых, они показали пример, увлекшись чем-то, во-вторых, дали детям возможность выбора как поведения, так и интересующих их предметов, и дел. Ребенок видит свою семью в постоянном увлекательном поиске чего-то нового и сам вовлекается в этот процесс. Если он видит маму и папу, постоянно читающим книги, с большей вероятностью также полюбит чтение, чем там, где с утра до вечера смотрят телевизор. Все, что перечислено выше, в значительной степени снижает стремление к познавательной деятельности. А ведь для полноценного развития каждому ребенку просто необходимо познавать мир и развиваться. Поэтому задача каждой семьи, создать для ребенка необходимый психологический климат и сделать процесс обучения увлекательным и интересным. Ведь имея большое желание и стремление к чему-либо, человек быстрее развивается, нежели это происходит под воздействием внешних факторов.