В старину крестьянские семьи обычно были велики и патриархальны. Хозяйство велось сообща не только взрослыми детьми и их родителями, но часто даже и повзрослевшими внуками. Порой в деревне имелось всего лишь два-три крестьянских двора, но зато в каждом из них проживало от 20 до 30 человек.
При сравнительно низкой экономической эффективности крестьянского хозяйства и достаточно примитивных орудиях труда, вести дела большим числом работников было выгоднее. И выживать большой семьей оказывалось сподручнее. Даже целой шайке грабителей напасть, скажем, на крайний дом в деревне было проблематично, если там их заведомо встретили бы 5-6 взрослых мужиков с топорами и рогатинами. Однако время шло, изменялись условия жизни крестьян и обстановка в стране. И во второй половине XIX века во Владимирской губернии, как и повсюду, тенденция раздела-выдела отчетливо наблюдалась почти в каждой сельской или деревенской семье.
Сохранилось подробное описание, как происходил раздел в крестьянской семье в 1890-е годы в нашем крае, сообщает Вязники. рф.
После того, как братья делили имущество на необходимое количество равных частей, перед иконами в пока еще общем доме зажигали лампаду и несколько минут сидели в молчании. Затем все вставали и клали по три земных поклона. Далее в шапку клали «жеребья» — свернутые бумажки, на каждой из которых была обозначена та или иная доля добра. Тащить жеребья должен был самый младший из братьев.
Интересен ещё один способ распределения земельных участков. Проходил он методом перехватывания братьями достаточно длинной палки. Чья рука в итоге закрывала верх палки, тому и доставался «разыгрываемый» подобным образом участок.
После того, как каждый из выделяемых сыновей получал свою долю, отец непременно благословлял их иконой. При этом нередко отец еще и давал краткое наставление на уровне поговорок. Например, «копи домок, да не теряй умок».
Также при выделе, каждый сын получал от отца каравай хлеба в полотенце, щепоть соли в тряпице, сковороду, горшок, блюдо, чашку и ложку.
Инициаторами раздела в крестьянской семье, как правило, становились малосемейные братья — те, у кого было мало детей. Они стремились работать лишь на «свое кровное семейство», чтобы не кормить чужих детей, даже, если эти дети — их родные племянники. Нередко причиной раздела становились бабьи свары. Невестки часто не ладили со свекровью и между собой, а мужья обычно заступались за жен. Характерна поговорка, бытовавшая в этой связи среди владимирских и вязниковских крестьян: «Где черт не сможет, туда бабу пошлет».