Анри Вьётан родился 17 февраля 1820 года в небольшом бельгийском городке Вервье.
Отец Вьётана, суконщик по профессии, был скрипачом-любителем и гитарным мастером. По семейным преданиям, когда Анри исполнилось два года, он, как бы сильно ни плакал, моментально успокаивался при звуках скрипки. И тогда, подметив в сыне музыкальные способности, отец начал обучать его игре на скрипке. Уже в четыре года мальчик участвовал в домашних концертах, а немного позже сочинил первую композицию — «Песню петушка». Отец Анри, понимая недостаточность своих знаний, начал искать для сына профессиональных учителей. Сначала это был преподаватель из Вервье Леклу-Дежон - талантливый педагог, давший мальчику хорошую основу скрипичной игры. В возрасте шести лет юный скрипач с большим успехом выступил в «Большом вокальном и инструментальном концерте» в Вервье, затем последовали гастроли по городам Бельгии и Голландии. Юный музыкант обратил на себя внимание известного скрипача Шарля Берио, который добился для него стипендии короля Нидерландов, заметив, что семья сильно нуждается и взял с собой вначале в Брюссель, а позже в Париж. Первое выступление Вьётана в Париже состоялось в 1829 году. Учитель и ученик выступали вместе. О Вьётане заговорили крупнейшие музыканты Парижа.
В 1833 году Вьётан начинает гастрольную деятельность и уже в самом её начале встречает восторженные отзывы — например, со стороны Роберта Шумана, писавшего: «Говоря о Вьётане, невольно думаешь о Паганини. С первой и до последней ноты мы словно стоим в заколдованном круге, у которого нет ни начала, ни конца». Живя некоторое время в Вене, он берёт уроки теории музыки у Симона Зехтера, а в 1835 году возвращается в Париж, где совершенствуется как композитор у Антонина Рейхи. Рейха дал юному Вьётану такую характеристику: «г. Анри Вьётан-сын уже обладает превосходным талантом как скрипач, одарен также счастливейшими данными к сочинению музыки, для выявления которых нужно только время и необходимая поддержка и которыми в будущем он прославит свою страну». К этому времени относятся первые крупные сочинения Вьётана: концерт fis-moll, изданный как № 2 и E-dur, известный как Первый концерт, а также фантазии, в частности, Фантазия-каприс. Некоторые произведения были написаны в соавторстве с виолончелистом Франсуа Серве, соотечественником и другом Вьётана.
В 1844 году Вьётан женился на пианистке из Вены Жозефине Эдер. Позже она всегда сопровождала мужа в концертных поездках и нередко аккомпанировала ему. В следующем году Анри Вьётан наряду с Франсуа Фетисом, Шарлем Ханссенсом и своим учителем Шарлем Берио был принят в почетные члены Бельгийской королевской академии наук по разряду искусств.
Концерт для скрипки с оркестром №1 ми мажор
Ещё 1837 году Вьётан совершил первую поездку в Россию, но в Петербург он приехал к самому концу концертного сезона и смог дать лишь один концерт. Его выступление прошло малозамеченным. Но Россия его заинтересовала и вернувшись в Брюссель, Вьётан стал основательно готовиться ко второй поездке в нашу страну. По дороге в Петербург он тяжело заболел и 3 месяца пролежал в Нарве. Во время болезни в Нарве был задуман Концерт Ми мажор, известный сейчас как Первый концерт Вьетана для скрипки с оркестром. Это произведение принадлежит к самым значительным в раннем периоде творчества Вьетана. Премьера концерта состоялась в Петербурге 10 марта 1840 года. Выступления в Петербурге на этот раз проходили триумфально.
С большим восторгом приняли этот концерт в Брюсселе и Париже. «Его Концерт Ми мажор — прекрасное произведение, — писал Берлиоз, — великолепное в целом, оно заполнено восхитительными деталями как в главной партии, так и в оркестре, инструментованном с большим мастерством. Ни один персонаж оркестра, самый незаметный, не забыт в его партитуре; он заставил каждого сказать что-нибудь «пикантное». Он добился большого эффекта в divisi скрипок, разделенных на 3—4 партии с альтом в басу, играющих тремоло во время аккомпанемента соло главной скрипке. Это — свежий, очаровательный прием. Королева-скрипка парит над маленьким дрожащим оркестром и заставляет вас сладко мечтать, как мечтают в тиши ночи на берегу озера:
Когда бледная луна
Раскрывает в волне
Свой серебряный веер..»
В этом концерте Вьётан раздвигает границы классической виртуозности и оснащает произведение красочной романтической инструментовкой.
Но самое романтическое его произведение ещё впереди.