18 февраля в широкий прокат выходит экранизация сказки Петра Ершова «Конёк-Горбунок».
Пишу «наконец-то», потому что сниматься фильм начал ещё в 2018 году. Тогда же был и закончен основной съёмочный период, однако до премьеры фильм шёл почти три года.
Ещё чуть-чуть и по отношению к этой ленте можно было бы применить давно забытый в российском кино термин «долгострой». В 2000-х практически каждый масштабный и сложный проект становился долгостроем из-за слабой развитости индустрии. Сегодня же такое — редкость.
«Некоторые вещи мы делали впервые»
Почему картина создавалась так долго? Одна из главных причин — сложный с технической точки зрения послесъёмочный период. Как отмечают авторы ленты, в таком объёме компьютерная графика в российском кино ещё не применялась. Более того, по словам продюсера «Конька-Горбунка» Сергея Сельянова, многие вещи в ходе создания картины делались в России впервые.
«Делался он долго, конечно, но это нормально. Было бы быстрее, если бы таких фильмов делалось в стране два-три в год и был бы уже накоплен какой-то опыт. Но некоторые вещи мы делали впервые. А визуальные эффекты, компьютерная графика в таких объёмах — дело не быстрое… В каждом кадре «Конька-Горбунка» присутствует работа с персонажами, с изображением, с эффектами», — пояснил Сельянов.
По словам создателей фильма, в 95-99% кадров ленты присутствует компьютерной графика. При этом специалисты CGI в своей работе не ограничивались готовым программным обеспечением, но и разрабатывали своё.
«Мы почти не пользуемся готовым софтом. Большинство инструментариев — это наши собственные разработки. Нет вообще ничего, что можно было бы сделать одной кнопкой, всё детально разрабатывается. У нас на площадке была использована наша разработка «Вьюга», она позволяет «достраивать» пространство — увидеть, что в нем примерно будет, чтобы правильно выстраивать кадр. Её можно было использовать не во всех случаях, но было много эпизодов, снятых при помощи «Вьюги», и мы примерно понимали, где и что будет происходить, что будет на фоне и как правильно взять ракурс по фону», — рассказал продюсер ленты Александр Горохов.
Большая часть «Конька-Горбунка» снималась в студии. Причём в РФ не оказалось достаточно большого для этих целей павильона. У самого большого павильона «Мосфильма» площадь составляет 2 тыс. кв. м. Для съёмок фильма же в совокупности требовалось пространство площадью 14 тыс. кв. м, поэтому съёмочной группе пришлось переоборудовать для этих целей складские помещения, а также цеха Всеволожского автомобильного завода под Санкт-Петербургом.
«Компьютерная графика требует строгости: чтобы добиться качества, нужно соблюдение целого ряда условий. Стало понятно, что надо снимать в павильоне. Таких больших павильонов в стране нет. Их и в Европе нет. В результате мы нашли подходящее для наших задач пространство. Там были построены декорации, изготовлен реквизит, сшиты костюмы — за все это я перед своими соратниками снимаю шляпу, — собрались замечательные артисты, и мы стали делать кино», — рассказал Сельянов.
«Наше кино — о дружбе и любви»
Сказочных персонажей также пришлось создавать с помощью компьютерной графики. При этом актёры не только озвучивали их, но и подарили им свои мимику и пластику. Делалось это с помощью устанавливающихся на теле актёра датчиков, которые считывают движения.
Режиссёром и сценаристом ленты стал Олег Погодин, снявший такие ленты, как «Родина ждёт», «Дом» и «Крик совы». Роль Ивана-дурака досталась Антону Шагину. Царицу-девицу сыграла Паулина Андреева, Коня-Горбунка — Павел Деревянко, а Жар-Птицу — мастер спорта по художественной гимнастике Ляйсан Утяшева.
Любопытно, что Чудо-юдо Рыбу-кит озвучил Александр Семчев, который за последние годы дважды снимался в успешной российской киносказке «Последний богатырь» в роли великанши.
От стихотворной формы оригинального произведения Петра Ершова авторам фильма пришлось отказаться в пользу обычных диалогов, написанных близко к тексту сказки. Сразу отмечу, что это неизбежность: молодая аудитория, на которую в первую очередь ориентирован фильм, историю в стихах, увы, не воспримет. Утверждать обратное — значит лицемерить.
Были сделаны некоторые изменения и в сюжете, однако авторы всё же заверяют, что в целом придерживались литературного первоисточника.
«Некоторые коллизии литературного оригинальна заменены, потому что мы пытались всей истории задать немного другое направление. Сказка Ершова больше о дружбе Ивана и Конька. У нас всё это, конечно же, осталось, но плюс значительно укрупнилась линия любви Ивана к Царь-девице. Наше кино — о дружбе и любви», — рассказал режиссёр и автор сценария Олег Погодин.