Найти тему

«Что уму представляется позором, то сердцу сплошь красотой…» (О «Манифесте» К. Богомолова и русской культуре) Часть 1

«Манифест» Константина Богомолова, честно говоря, озадачил. И не политической «новизной», не эстетством большого художника, не изысканной позой тонко чувствующего и глубоко мыслящего творца-интеллектуала. Это всё вполне укладывается в художественную логику делателей современного искусства: рубильники постмодернизма давно уже сдвинуты к максимальным значениям.

Но как пройти мимо лжи? Той самой, слегка разбавленной правдой, которая всегда будет обольстительной приманкой для неокрепшего ума? Автор манифеста борется за право существования «сложного» человека: «Задача построения сложной цивилизации в опоре на сложного человека. Так развивался западный мир вплоть до новейших времён. Сдерживая религией, философией, искусством и образованием тёмные стороны человека, но и позволяя тьме через те же клапаны вырываться наружу, подобно пару из перегретого котла».

Всё верно говорит Константин Юрьевич. Именно так развивался западный мир! Еще в 18 столетии просветители заявили о правах «естественного» человека. Что стало следствием этого упования на естественные страсти, – всякий мало-мальски образованный человек знает. Революции (которые, как известно, чистыми руками не делаются). Разруха. Утрата смыслов.

«Свобода, ведущая народ» Делакруа Э.
«Свобода, ведущая народ» Делакруа Э.

Зато русская культура, сторонником которой К. Богомолов как будто бы является, всегда говорила об обратном: о преодолении «тёмных сторон». Не о коллекционировании страстей и любовании ими, а именно искоренении. И Достоевский, к мировоззрению которого по какому-то недоразумению прикомандировался К. Богомолов, всегда предупреждал об опасности западного гуманизма. Вот и старец Зосима, любимый герой писателя, на вопрос, что лежит в основе западноевропейской свободы, отвечает: «Рабство и самоубийство».