Найти тему
FamilyTeamTrip

Море, которого больше нет

Дорога в центр ведёт мимо нескольких пустующих домов, с зияющими темнотой глазницами – окнами. Под натиском степного ветра высохший куст перекати-поле, в лучших традициях голливудских вестернов, пересекает дорогу. А душераздирающий скрип флюгера заброшенного аэропорта, ни разу за свою жизнь так и не встретившего самолёта, наполняет всю округу.

Судя по обветшалой вывеске на полуразрушенном здании порта уже в ближайшие годы это место окончательно превратиться в обезличенную груду строительного мусора. Как и несколько корабельных остовов, доживающих свой век в песочной ловушке и тоске по морю.

Нет, на самом деле здесь никогда не было моря (кроме, конечно, вод древнего океана Тетис), как, собственно, и города! Абаста был отстроен в степи Западного Казахстана специально для съёмок фильма «В ожидании моря» (2013 год), повествующем о катастрофе Аральского моря и трагедии людей, некогда живших на его берегах.

И хоть история и приключения главного героя (роль которого, к слову, играет известный российский актёр Егор Бероев) вымышлены, драма людей, оказавшихся в голой степи за считанные десятилетия более, чем реальна.

Прообразами Абасты могут считаться десятки казахских и узбекских посёлков, некогда действительно располагавшихся на побережье Аральского моря.

Например, Муйнак. Город в Каракалпакстане (Узбекистан), где до 1980х годов существовал порт и рыбоконсервный комбинат, являющиеся градообразующими предприятиями. Но стремительное обмеление Арала, а вода за считанные десятилетия отступила на 100 – 120 км, привело к тому, что дома с жителями оказались в голой степи.

На самом деле, с научной точки зрения Арал – это бессточное солёное озеро. Исключительно благодаря повышенному количеству солей и своим былым размерам (ещё в середине прошлого века оно было 4-м по площади воды озером мира, занимая около 68 000 км2) оно получило неофициальный и народный статус моря.

Всё, что сегодня напоминает о временах расцвета города – это кусочек набережной на окраине и пара проржавевших кораблей – безмолвных свидетелей катастрофы, до конца своей жизни застрявших в золотых песках Арал-кума, новообразовавшейся на дне озера пустыне.

Основной причиной стремительного исчезновения озера долгое время называлась сельскохозяйственная деятельность, а именно, масштабное строительство оросительных каналов в Средней Азии начиная с 1930х годов. Воду двух крупнейших питающих озеро рек – Амударьи и Сырдарьи, начали активно забирать на полив засушливых полей Узбекистана.

Однако, последнее десятилетие учёные указывают, что оросительные каналы лишь на 23% влияют на уровень Арала, на 62% «виновником» является уход воды под землю сквозь донные слои и на 15% – климатические факторы.

Так или иначе, но в 1989 году озеро, ещё в середине 20 века считавшееся четвёртым в мире по площади, разделилось на два изолированных водоёма – Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море.

Сегодня, Малый Арал переживает, можно сказать, второе рождение – в 2005 году от полуострова Кокарал до устья Сырдарьи была построена Кокаральская плотина, окончательно отгородившая северную часть озера от южной. Благодаря этому сток реки скапливается в Малом Арале: уровень воды в водоёме растёт, а содержание соли в ней уменьшается. Это, в свою очередь, способствует разведению рыбы и возрождению рыбного промысла.

Однако перекрытый сток Сырдарьи и отсутствие возможности снизить потребление воды Амударьи на орошение, привело Большой Арал, оказавшийся на территории Узбекистана, в катастрофичное состояние. На его возрождение не остаётся никаких надежд.

С целью возродить экономику региона, в 2008 году здесь были проведены геологоразведочные работы. В недрах обмелевшего дна были найдены залежи нефти и природного газа, на разработку которых теперь и делают ставки узбеки.

Любите путешествия? Нам с Вами по пути! Подписывайтесь на мой канал FamilyTeamTrip и Инстаграм @Nastya.Kostyanova , где я собираю коллекцию интересных мест и делюсь нашим опытом семейных приключений