Похоже, у юристов компании Apple наступили горячие денечки. Для начала, «яблочников» заподозрили в хранении данных приложений после их удаления. В iPhone действительно даже после удаления хранится часть данных из программ, - Apple и обвинили в том, что компания не предупреждает об этом пользователей.
Речь идет, в частности, о том, что iOS 14 хранит персональные данные из приложений даже после их удаления. Эксперты приводят в пример приложение форума 9gag: один из них скачал приложение, авторизовался в нем, а потом удалил и установил заново. Но, скачав приложение повторно, он обнаружил, что его аккаунт уже авторизован. Иными словами, приложение сохранило все персональные данные даже после удаления, и открылось в том же, «старом» виде, причем не в облаке, а в памяти смартфона, и даже при отключенном iCloud.
По мнению экспертов, данные могут сохраняться в системе Keychain, предназначенной для быстрого ввода паролей в приложениях, только Apple «забыла» предупредить об этом пользователей. Компанию и обвиняют не в тотальной слежке за клиентами, а именно в том, что она должна была информировать людей о сохраняющейся части данных в памяти гаджета даже после удаления программы. Конечно, все данные удаленных приложений можно убрать, но для этого понадобится полный сброс iPhone.
Пока неизвестно, как отреагировали в Apple на эти обвинения, но, возможно, «яблочники» всё же объяснят, каким образом персональные данные сохраняются даже после их удаления, или покажут, как пользователи могут самостоятельно и бесповоротно стереть эти данные вручную.
Второй скандал, случившийся с Apple и тянущийся еще с лета прошлого года, связан с логотипом компании Prepear, - грушей, сильно смахивающей на яблоко, считающееся фирменным знаком Apple. Все началось с того, что компания Super Healthy Kids хотела зарегистрировать права на торговую марку Prepear и логотип с зеленой грушей. Именно под этим брендом в AppStore и Google Play выходит приложение с рецептами здоровой еды и планами диеты. Как только об этом узнали в Apple, поднялся большой скандал, поскольку и у этой компании есть продукты и сервисы, продающие здоровое питание и планы диеты, а значит, пользователи могли легко спутать два логотипа.
Поскольку до суда сторонам ни о чем договориться не удалось, полгода назад юристы «яблочников» подали на Prepear судебный иск, требуя запретить «грушевый» логотип. Судьи долго изучали оба товарных знака, и пришли к выводу, что целая груша Prepear мало напоминает надкушенное яблоко Apple. Воодушевленный этим решением совладелец Prepear Рассел Монсон опубликовал на change.org петицию, - мол, помогите, люди добрые, спасите «грушу» от «яблока», и вообще, почему это нельзя использовать логотипы с фруктами и овощами? За это время количество подписей под петицией Монсона зашкалило за 300 тысяч, но особого успеха это не принесло. «Яблочные» юристы опротестовали «нейтральное» решение суда, и только в январе удалось достигнуть компромисса: Apple позволила использовать грушу в качестве логотипа Prepear, при условии, что будет изменена форма листа.
Скандалы с логотипами – не редкость в мире бизнеса, да и не только бизнеса. Наверняка, многим памятна история с логотипом Перми, разработанным в 2009 году студией Артемия Лебедева и оказавшимся почти точной копией логотипа Культурного фонда Мехико дизайнера и книжного графика Габриэлы Родригес. Не менее громким был и скандал с логотипом Ярославля, разработанным той же студией, - уж очень сильно он смахивал на логотипо американского бренда товаров для дома Up&Up.В 2012 году компанию Лебедева обвинили в том, что разработанный там логотип издания «Газета.ру», напоминает логотип британской The Guardian, а в представленном недавно фирменном стиле ЦПКиО имени Горького внимательные зрители обнаружили поразительное сходство с фирменным стилем парков штата Нью-Йорк.
Скандалы с логотипами далеко не всегда связаны с подозрениями в плагиате. Случается и такое, что логотип просто не устраивает публику в силу его художественных особенностей. Так, накануне московского чемпионата мира по футболу Оргкомитет и FIFA официально представили эмблему мундиаля, - нечто фиолетовое, похожее на одноглазый галлюциногенный гриб, и это сразу вызвало волну насмешек во всем мире, а в рунете появились сотни мемов на эту тему.
Не меньше насмешек вызвала эмблема чемпионата мира по шахматам, изготовленная дизайн-бюро «Щука», где явно скопилось немало поклонников «Камасутры». На эмблеме красовалась дама, согнувшаяся в немыслимой позе. Что именно хотели сказать этим авторы эмблемы, так и осталось загадкой, но венгерская шахматистка Сьюзан Полгар потребовала запретить показывать это детям…
Не избежал «логотипного» скандала и Сбербанк, решивший сменить дизайн своей эмблемы. Ребрендинг российского супербанка вызвал массу неприятных эмоций у компании AllTime, выпускающей часы и ювелирные украшения. В сентябре прошлого года руководство AllTime обвинило «Сбер» в плагиате логотипа, и подало судебный иск о защите авторских прав на 1 миллиард рублей и запрете на использование «Сбербанком» логотипа, запатентованного компанией AllTimе в 2018 году. Представители «Сбербанка» ответили, что проверили перепроверили оригинальность своего нового логотипа, и аналогов в мире не нашли. Заодно в «Сбербанке» свалили все на «Роспатент», - мол, проверка оригинальности бренда – его дело, а значит, компания AllTimе должна бы подавать в суд на «Роспатент», а не на «Сбер».
На десерт, - «логотипная» история, случившаяся с новой эмблемой Формулы-1. Эмблема эта была представлена во время церемонии награждения победителей финального этапа в Абу-Даби. До этого логотип Формулы-1 не менялся добрых два десятка лет, и все было хорошо. А против нового бренда ополчились все, – и гонщики, и хозяева команд, и журналисты. Но, в конце концов, скандал угас так же неожиданно, как и вспыхнул, и сегодня новая эмблема вряд ли вызывает у кого-то желание оспаривать ее.