Во времена СССР богатыми людьми считались члены партии и представители некоторых творческих профессий. Но даже им было далеко до финансовых высот, которых достигли эти два человека.
Зигфрид Газенфранц и Исаак Зингер
Они познакомились в стенах трикотажно-ткацкой фабрики города Фрунзе. В то время в СССР был тотальный дефицит товаров.
Мужчины решили зарабатывать на желании потребителей иметь красивые вещи и не отставать от моды. В 1950-е годы они сколотили на этом неплохой капитал.
«Третья смена»
Будучи недовольными легальными доходами на фабрике, компаньоны решили организовать для рабочих неофициальную подработку или «третью смену».
Затем они выкупили у местных фабрик списанный инвентарь и оборудовали опустевшие после войны амбары.
В качестве рабочих наняли местных жителей, которые принадлежали к еврейской общине.
Из материалов, сэкономленных на фабричном производстве, начался пошив продукции, которая затем сбывалась через доверенных лиц.
«Собственное дело»
Вскоре компаньонам удалось купить чехословацкие прядильные станки и сырье. Их партнером стал начальник трикотажного цеха Матвей Гольдман, который помог с помещением, где наладили выпуск дефицитного товара.
Немалой частью прибыли приходилось делиться с главой Госплана Киргизской ССР Бекжаном Дюшалиевым, «крышующим» нелегалов.
Процветание
Организация стала процветать, и деньги полились рекой. Чистая годовая прибыль подпольной фабрики достигала 400 000 рублей. Для сравнения автомобиль «Победа» стоил 13 000 рублей.
Зигфрид жил в шикарном доме, ездил на «Роллс-ройсе» и осыпал жену драгоценностями. Исаак красиво отдыхал и купал любовниц в ваннах, наполненных шампанским.
По-другому тратить такие деньги в СССР не получалось. Остальное приходилось прятать.
Арест
Невзирая на то, что местные власти была довольны крупными взятками, роскошный образ жизни привел предпринимателей в руки правоохранительных органов.
В январе 1962 года компаньоны были арестованы. Ярость Хрущева не знала границ. Он велел разбираться с дерзкими предпринимателями по всей строгости закона.
Использование сырья, фактически украденного с легальной фабрики, было рассмотрено как присвоение государственной собственности и ее эксплуатация.
До 1947 года такое деяние считалось незначительным, а затем уголовную ответственность повысили до 25 лет лишения свободы. 5 мая 1961 года Никита Хрущев издал указ, по которому за содеянное стала допускаться смертная казнь.
Выездной сессией Верховного суда 21 фигуранта по данному делу приговорили к расстрелу, однако затем семерым из них приговор заменили на 15 лет лишения свободы. Газенфранца и Зингера с 12 рабочими все же казнили.
Как считаете, не велика ли была цена за полученное богатство? Пишите в комментариях свое мнение, а также не забудьте подписаться на блог.