Немецкие генералы, сочинявшие в свое оправдание многочисленные мемуары после окончания второй мировой войны, неоднократно указывали: в просчетах главного командования вермахта виновен прежде всего сам Гитлер. Именно он создавал обстановку, которая разрушала замыслы стратегов Третьего рейха. В результате были неправильно использованы громадные материальные средства. Вермахт получал не те вооружения, которые могли принести победу. Гитлер вмешивался в стратегию и даже в тактику, причем игнорировал здравый смысл в угоду своим амбициям и политическому имиджу. Гитлер погубил войска Паулюса, привел Красную армию в Берлин.
Но почему фюрер совершал ошибки? Почему ему изменяла интуиция и звериное чутье? Английский историк Джайлз Милтон полагает, что во многом ошибки Гитлера объясняются его приверженностью наркотикам. Уже в 1941 году фюрер пристрастился к кокаину. А еще он регулярно употреблял тестостерон, опиаты, седативные и слабительные средства.
Гитлер очень заботился о своем здоровье. Он не ел мяса, предпочитая на завтрак вместо яичницы овсянку. Но за тарелкой каши следовала инъекция. Как правило, производил ее личный врач Теодор Гилберт Морелль. Он вводил не какой-то один наркотик, а целую смесь. На протяжении более девяти лет доктор Морелль колол фюреру амфетамины, барбитураты и опиаты огромных дозах.
Фюрер щедро награждал своего врача
Многие историки признают Морелля шарлатаном. Он впервые встретился с фюрером на вечеринке в Бергхофе. Дело было так. В 1933 году Морелль вступил в НСДАП. Он завел широкую практику на Курфюрстендамм. Среди его пациентов оказалось немало ученых и политиков, а также личный фотограф Гитлера Генрих Гофман, который и помог Мореллю в 1936 году получить аудиенцию у Гитлера. Позднее в документах Морелля Адольф Гитлер был омечен как «Пациент А».
Гитлер долгое время страдал от болезней, включая спазмы желудка, диарею и такое хроническое метеоризм. Ему приходилось вставать из-за стола после каждого приема пищи. Недомогания Гитлера усугублялись нетрадиционной диетой. Он отказался от мяса в 1931 году, сравнивал поедание ветчины с каннибализмом. Каждый день Гитлер поглощал большое количество водянистых овощей, растертых в пюре.
Это прекрасно знал Морелль. Он предложил фюреру якобы чудодейственные лекарства. Сначала были черные пилюли под названием «Противогазовые таблетки доктора Кюстера». Гитлер принимал шестнадцать штук в день, очевидно, не подозревая, что в них содержится стрихнин. Хотя они облегчали желудочные боли, но зато кожа становилась желтоватой. Лечил Морелль Гитлера и гидролизованными бактериями, которые помогли стабилизировать кишечник вождя. Гитлер был настолько доволен работой врача, что пригласил его в свое окружение. С того момента врач всегда был неподалеку от своего влиятельного пациента.
Под наркотиками Гитлер мог кричать на своего ближайшего союзника дуче
Гитлер страдал не только от спазмов желудка, но и от утренней вялости. Для большей бодрости Морелль приписал ему порошок под названием Витамультин. После принятия снадобья Гитлер поднимался со своего ложа бодрым и полным энергии. Эрнст-Гюнтер Шенк, врач СС, с подозрением отнесся к чудодейственным лекарствам доктора Морелла и сумел заполучить один из пакетов. При тестировании в лаборатории было установлено, что это амфетамин.
Гитлера не беспокоило то, что ему давали, до тех пор, пока действовали лекарства. Вскоре он стал настолько зависим от «лекарств» Морелла, что полностью доверил все свои проблемы со здоровьем врачу-шарлатану. Английский историк уверяет, что в начале вторжения немецкой армии в СССР фюрер употреблял до нескольких десятков разных стимулирующих препаратов, впав в зависимость от медикаментов. Согласно медицинским записям Морелля, он также вводил барбитураты, морфин, бычью сперму и пробиотики.
Самым удивительным наркотиком, который доктор Морелль прописал фюреру, был кокаин. Иногда его использовали при лечении болезней в Германии 1930-х годов, но всегда в очень низких дозах и в концентрации менее одного процента. Морелль начал давать фюреру кокаин с помощью глазных капель. Зная, что Гитлер надеется почувствовать себя лучше после приема наркотиков, он добавил в капли в десять раз больше кокаина. Такая концентрированная доза вполне могла спровоцировать те психические проблемы, которое Гитлер испытывал в последние годы своей жизни.
Иногда фюрер впадал в истерику прямо на сцене
Фюрер счел кокаин чрезвычайно эффективным. Согласно тайным медицинским документам, которые обнаружились в Америке в 2012 году (включая отчет на 47 страницах, написанный Мореллем и другими врачами, посещавшими фюрера), Гитлер вскоре начал «жаждать» этого лекарства. Это был явный признак того, что у него развилась серьезная зависимость. Теперь он начал вдыхать употреблять не только глазные капли, но и кокаин, «чтобы прочистить носовые пазухи и успокоить горло».
Кокаин мог вызывать чувство благополучия, но он никак не повлиял на отсутствие у фюрера сексуального влечения. Чтобы преодолеть это состояние, Морелль начал делать ему уколы мужественности. В них содержались экстракты предстательной железы молодых бычков. Морелль также прописал лекарство под названием Тестовирон, полученное из тестостерона.
Длительный эффект от приема таких наркотиков, особенно амфетаминов, приводил к все более неустойчивому поведению. Наиболее наглядным проявлением этого стала встреча Гитлера и Муссолини на севере Италии. Когда Гитлер беседовал со своим итальянским союзником, он внезапно впал в ярость. Потом началась настоящая истерика.
В конце войны физическое состояние Гитлера было очень плохим. Его руки были покрыты следами уколов от подкожных инъекций. Однажды Ева Браун обвинила Морелля в том, что убивает вождя. Шарлатан постепенно превратил Гитлера в наркомана. Однако доктор продолжал поклоняться своему любимому фюреру и оставался с ним в его берлинском бункере почти до самого конца.
Доктор Морелль был схвачен американцами вскоре после падения Третьего рейха. Его допрашивали более двух лет. Мореллю никогда не предъявляли обвинений в военных преступлениях. Он умер от инсульта в 1948 году после освобождения из тюрьмы. Но после него остался тайник с медицинскими записными книжками, в которых рассказывается о необычной наркотической зависимости его любимого пациента.
Парадоксально, но врач которому было поручено вернуть Гитлеру здоровье, сделал все для того, чтобы отнять у фюрера хорошее самочувствие. Хотя на это и понадобилось много лет. Сам Морелль верил, что его советы принесут пациенту только благо, а никак не вред.