Внушение детских страшилок про злого старика, который утащит в мешке, либо про неизведанное существо, которое заберет, если он не перестанет плакать либо про оживающего кощея, любящего капризных детей. Как много можно напридумывать. А между тем, в психике ребенка все откладывается.
В каждом возрастном периоде дети испытывают определенные страхи и переживания :
1. От рождения до шести месяцев. Все что связано с резкими движениями, звуками, чувства невесомости вызывает у ребенка сильную тревогу.
2. От шести-семи месяцев до года. Возникает страх общения с незнакомцами, страх высоты . Малыш может чувствовать дискомфорт при переодевании, перемене окружающих людей или места.
3. От года до двух лет. По-прежнему присутствует страх чужих людей, появляется тревожность при отсутствии мамы, ребенок может начитать бояться засыпать.
4. От двух до трех. Зарождаются новые переживания в виде страхов того, что может остаться один, без матери или отца. Малыш может пугаться сказочных персонажей, у него могут наблюдаться ночные кошмары. Появляется страх одиночества . К этому возрасту ребенок становится намного активнее и подвижнее, со стороны родителей начинаются запреты и у малыша возникает страх наказания .
5. С трех до шести. Может возникнуть страх темноты и замкнутого пространства . Часто причиной боязни замкнутого пространства становятся постоянные запрещающие угрозы со стороны родителей , которые приводят к возникновению внутренних психологических барьеров.
6. С шести до семи. Ребенка преследует страх потери мамы или папы, болезней, смерти. Придуманные родителями герои продолжают тревожить детское воображение . С развитием детской психики происходит своеобразная проработка страхов , в результате чего дети часто боятся того, что в действительности не представляет опасности, и игнорируют реальные опасности.
7. С семи до одиннадцати. Младшие школьники боятся вызвать неодобрение у родителей , не оправдать их ожидания и надежды, оказаться в несоответствии с требованиями социальной среды. Добавляются «школьные страхи » — получения плохой оценки, непонимания со стороны одноклассников.
8. С одиннадцати до шестнадцати. Сложный период становления мировоззрения, социальных связей, индивидуальных черт характера личности. На первый план выходит формирование самооценки, которая утверждается в многообразии межличностных отношений. Подросток стремится одновременно не потерять свою индивидуальность, но и не отстать от мнения сверстников. Проявляется эгоцентризм, часто наблюдается уход в себя. Страхи этого возраста заключаются в переживаниях по поводу изменений в организме. Возникает страх отказаться от своих убеждений. Также в том возрасте актуальны боязнь стихии, нападения, болезней, замкнутого пространства .
Причин, по которым возникают детские страхи, можно выделить несколько :
перенесённая ребёнком психотравмирующая ситуация и боязнь её повторения (укус пчелы, например) ;
излишне частое напоминание ребёнку родителями об опасностях.
сопровождение любых самостоятельных действий ребёнка эмоционально окрашенным предупреждением о подстерегающей на пути опасности;
частые запреты;
разговоры в присутствии детей о различных отрицательных явлениях;
конфликты в семье, особенно, если источником невольно является сам ребёнок;
разногласия со сверстниками, неприятие ими ребёнка;
осознанное запугивание ребёнка со стороны родителей сказочными персонажами.
Мы видим, что детский мир переполнен всевозможными тревожными ситуациями. Так зачем еще пугать ребенка тем, чего нет. Поэтому если мы хотим успокоить ребенка, давайте будем мудрее и не будем сознательно пугать, тем самым нарушая психику.
Если вам понравилась моя статья, ставьте лайк, и подписывайтесь на мой канал , чтобы не пропустить новые публикации!