В ноябре 1962 года в литературном журнале «Новый мир» была опубликована повесть Александра Исаевича Солженицына «Один день Ивана Денисовича», которая мгновенно принесла абсолютно безвестному школьному учителю математики из Рязани не только всесоюзную известность, но и вызвала определённый интерес к его персоне за границей.
Повесть предваряла статья Александра Твардовского, которая назвалась «Вместо предисловия» и где ни слова не говорится о биографии автора, вообще ничего.
Заметим, что не только рядовые граждане, но и писатели, интересуясь «Новым миром» в киосках и библиотеках, на первых порах называли фамилию автора повести неправильно: Сложеницын, Сонженицын, Солнежицын, Соленжицын, настолько всем был безвестен Александр Исаевич и сложна для запоминания его фамилия.
Впрочем, что говорить о простом читателе, если сам Твардовский – крёстный отец Александра Исаевича, поначалу записал в своём дневнике фамилию неизвестного автора как «Солонжицын».
Многочисленные хвалебные статьи маститых писателей, в том числе и фронтовиков, а также литературных критиков, оперативно вышедшие с 17 по 23 ноября в центральных советских периодических печатных изданиях и которые были посвящены изданной повести, ответа на вопрос – кто такой Солженицын, не давали, потому что Константин Симонов, Григорий Бакланов, Александр Дымшиц и Владимир Ермилов и сами ничего об Александре Исаевиче не знали, не были знакомы с начинающим писателем.
Единственные скупые биографические сведения, переданные скорее всего в виде справки из «Нового мира» и написанные видимо самим Солженицыным, об Александре Исаевиче были опубликованы 28 ноября 1962 года в газете «Советская Россия», где говорилось следующее:
«Александр Исаевич Солженицын родился в 1918 году в семье служащего. Потеряв отца, с ранних лет воспитывался матерью. Детство и юность провел в Ростове-на-Дону. Там окончил среднюю школу, а в 1941 году — физико-математический факультет университета. Специального литературного образования не получил. Лишь последние два предвоенных года одновременно с университетом учился на заочном отделении филологического факультета Московского института истории, философии и литературы.
В 1941 году призван в Советскую Армию рядовым. В 1942 году по окончании артиллерийского училища назначен командиром артиллерийской батареи и в этой должности непрерывно находился на фронте до февраля 1945 года. Награжден двумя орденами. В феврале 1945 года уже на территории Восточной Пруссии в звании капитана Солженицын был арестован по необоснованному политическому обвинению и приговорен к восьми годам заключения. Отбыл их полностью, затем был направлен в ссылку, из которой возвратился в 1956 году. В 1957 году полностью реабилитирован за отсутствием состава преступления…»
Интервью с Солженицыным в прессе по-прежнему не было.
Литературный критик Владимир Сергеевич Бушин, большой поклонник Александра Исаевича в те годы, так вспоминает ажиотаж вокруг имени нового писателя: «У авторов этих статей и рецензий, как и у читателей, представление о А. Солженицыне складывалось тогда по его повести да по тому, что несколько позже он сам стал охотно говорить и писать о себе: боевой офицер-артиллерист, провоевавший всю войну командиром батареи; невинно пострадал за критику Сталина; был осужден и срок заключения отбывал в тяжелейших условиях, подобных тем, что описаны в повести… Ничего удивительного, что такой человек, такой писатель вызывал у многих и большой интерес, и искреннее сочувствие».
Ряд зарубежных издательств обратились в Союз писателей СССР (СП СССР) с просьбой о приобретении авторских прав на перевод и издание этой повести в своих странах. Попутно, и это абсолютно понятно, издатели и западные литературные критики, не доверяя советской прессе, живо интересовались подробностями биографии доселе совершенно незнакомого им человека. Многие из них по прежнему не верили, что повесть действительно написал человек, сидевший в исправительно-трудовом лагере, как, например, известный французский коммунист, писатель, литературный критик Пьер Дэкс.
18 декабря 1962 года Александр Исаевич лично передал в отдел кадров СП СССР, становясь на учёт, свою автобиографию, вполне справедливо полагая, что вскоре и он будет принят в эту мощную идеологическую советскую организацию «инженеров человеческих душ», что и произошло 29 декабря того же года.
«Я родился в 1918 г., в декабре, в г. Кисловодске в семье служащей (мать работала машинисткой-стенографисткой, отца я потерял ещё до своего рождения). Детство и юность провёл в г. Ростове-на-Дону, там окончил среднюю школу, а в 1941 г. – физико-математический факультет университета по специальности «математический анализ». Война прервала моё поступление в аспирантуру. Последние два предвоенные года я ещё учился, одновременно с учёбой в Ростовском университете, на заочном отделении филологического факультета Московского Института Истории, Философии, Литературы (МИФЛИ). И эта учёба также была прервана войной. В 1940 г. женился. Жена – Решетовская Наталия Алексеевна».
Свою военную, фронтовую, карьеру Солженицын описывал так:
«В 1941 г. призван в Советскую армию. Сперва – рядовой гужтранспортного батальона, затем – курсант 3-го Ленинградского училища. По его окончанию назначен командиром звуковой разведывательной инструментальной батареи и в этой должности непрерывно находился на передовой (Северо-Западный, Брянский, Центральный, 1-й Белорусский фронты) до февраля 1945 г. Награждён орденами «Отечественной войны II степени» и «Красная Звезда», а также медалями. В феврале 1945 г., уже когда армия наша находилась на территории Восточной Пруссии, я (к тому времени в звании капитана) арестован по необоснованному политическому обвинению. Приговорён Особым Совещанием НКВД заочно к 8 годам заключения без последующего лишения прав или высылки…».
В отделе кадров Союза Писателей, Александру Исаевичу пришлось заполнить и обязательный «Личный листок по учёту кадров»:
«XI–1927 – VI–1936 – учился в средней школе № 37, г. Ростов н/Д;
IX–1936 – VI–1941 – студент физмата Рост. Гос. Ун-та;
VII–1941 – Х–1941 – преподаватель математики в Ср. Шк., г. Морозовск, Рост. Обл.;
Х–1941 – II–1942 – рядовой 74 Отд. Гуж. Транс. Батальона, ст. Филоново;
III–1942 – XI–1942 – курсант 3-го Ленинград. Арт. Училища, г. Кострома;
XII–1942 – II–1945 – командир батареи в 794 ОАРАД, фронты Сев.-Зап., Центральный, 2-й Белорусский…»
Заметим, что для исследования вопроса — это очень важные даты (мы к ним ещё неоднократно будем возвращаться), которые представил Солженицын лично, осознавая, что эти сведения в любой момент через Министерство Обороны могут быть проверены дотошными кадровиками, некоторые из них, что не исключалось, могли быть в прошлом сотрудниками спецслужб. Следовательно, даты, указанные Александром Исаевичем, точные, и должны соответствовать действительности.
Отметим, что данная автобиография не была опубликована, и в рабочем, бюрократическом, порядке находилась исключительно в отделе кадров СП СССР.
В Советском Союзе, как и во всём остальном мире, о Солженицыне из первых рук, от него самого, по-прежнему никто ничего не знает.
Исходя из постоянного всё возрастающего интереса западных издателей к личности автора «Одного дня Ивана Денисовича», публикаций его повести за рубежом, Солженицыну через несколько лет вновь пришлось писать свою биографию, но теперь, что называется, на экспорт.
В феврале 1966 года Александр Исаевич обращается к сотруднице Иностранной комиссии СП СССР Ирине Фёдоровне Огородниковой: «…Через Вашу Инокомиссию я получил предложение от «Midcentury Authors» прислать автобиографию и фото. По представленным ими образцам издание солидное, и я полагаю необходимым их предложение удовлетворить…».
К обращению была приложена автобиография, где нас интересуют исключительно армейские годы Солженицына:
«Войну я начал рядовым, но в 1942 г., как математик, окончил ускоренный курс артиллерийского училища, получил офицерское звание, стал командиром батареи инструментальной разведки и весь 1943, 1944 и начало 1945 года был с нею постоянно на передовой (at the front line), прошёл путь от г. Орла до Германии. В феврале 1945 г. в Восточной Пруссии, на фронте, я был арестован…»
Указанные биографии какой-либо известности в СССР не получили и широкой иноязычной публике Солженицын по-прежнему был известен исключительно как писатель, который в годы Великой Отечественной войны был офицером, воевал, но, вот, где и за что был арестован, где и как сидел, никто ничего, разумеется, не знал.
Продолжение следует....