Ну и как, спрашивается, обойтись в этой жизни без Маузера? Особенно, русскому иммигранту в Америке. Человеку, может быть и не преданному беззаветно священному делу революции, но сохранившему вдали от Родины память о легендарном оружии тех лет. Как говорится, сам бог велел ему прикоснуться к истории, не упуская дарованный обстоятельствами шанс. Заиметь Маузер?! Пожалуй, от этой мысли и голова закружится, и что-то ёкнет в душе. Да и сколько той жизни, чтобы отказывать себе в столь скромных удовольствиях? А если ещё и давно хочется Маузер? Можно сказать, с пионерского детства?
Нельзя предавать свои мечты. Жизнь этого не прощает.
То то и оно... Потраченные деньги забываются скоро, а покупка остаётся навсегда. Выбрать, правда трудновато - не один и не два вожделенных "Товарища" имеются в продаже. Сегодня на американском рынке, по крайней мере, несколько десятков Маузеров ждут своего нового владельца. В разных штатах, в том числе, и в Калифорнии, где теперь ёмкость пистолетного магазина - в десять патронов теперь вполне легальна. А значит и препятствий для приобретения Маузера К-96 в Лос-Анджелесе нет. Цены на него разные: от полутора тысяч долларов до десяти - одиннадцати, без налога на продажу, и тенденции к их снижению не наблюдается. Зависят они, прежде всего, от состояния пистолета, от аутентичности его деталей, от наличия пристёгивающейся кобуры-приклада и прочих "мелочей" Какие-то редкие пистолеты на рынке появляется редко, а, в основном, представлены серийные модели, хорошо известные любителям и коллекционерам оружия. Иногда попадаются Маузеры и дешевле. Даже за $600, но, увы, с дефектами. Ими могут быть и раковины в канале ствола, и коррозия внешних поверхностей металла, и полностью утраченное воронение. Или, например, реставрированные, которые выглядят неплохо, но заставляют задуматься о целесообразности подобного приобретения. Меня лично...
Опять таки, калибр предлагаемых экземпляров разный. Есть "Красная девятка" - под патрон 9 мм Люгер и, конечно же, традиционный вариант - под патрон калибром 7,63 мм. На фотографиях девятимиллиметровый Маузер - так называемый "Прусский контракт" Имеется клеймо на торце магазина, но вот деревянные накладки на ручке, к сожалению, не родные. Увы. На родных должны быть три последние цифры серийного номера на внутренней поверхности, а на этих, как оказалось, не соответствуют номеру пистолета. И, конечно же, они должны быть с большой цифрой 9 красного цвета. Она специально вырезалась на накладках и наносилась краска, чтобы не происходило конфуза с используемыми боеприпасами. Впрочем, существовали и отдельные экземпляры с девяткой, подкрашенной в чёрный цвет, а то и вовсе без неё, но обязательно с соответствующей маркировкой на внутренних поверхностях накладок. Однако, сам пистолет внушает доверие своим хорошим состоянием и кроме претнзий к деревянным накладкам рукоятки других нареканий нет.
Рама рукоятки без следов коррозии и это хороший знак. Как не крути, а пистолет, которому уже свыше ста лет, мог побывать в каких угодно условиях. А уж во время боевых действий и подавно. Эта модель выпускалась с 1916 по 1918 год и общее количество пистолетов примерно составляет 135 тыс. У них и отдельные серийные номера, начинающиеся я первого.
Особого внимания заслуживает секторный прицел. На пистолетах "Прусского контракта" она градуирована от 50 до 500 метров в отличие от остальных с градуировкой до 1000 метров. Заметная деталь, выделяющая их сразу среди всех Маузеров.
И конечно же, фирменная марка завода Маузер на правой стороне вертикальными буквами. Тоже важный информационный нюанс в пистолете - сам текст и наклон букв в этом тексте. По ним уже многое можно сказать и о времени его изготовления и о соответствии серийного номера. Курок тоже не молчит. Он с кольцевыми проточками в головке. На более поздних моделях, например на М-1930 их нет. Вообще, Маузер К-96 - это целая наука. Не зная даже элементарные вещи, кажется, что определиться с выбором достаточно просто, при наличии соответствующих финансовых возможностей, естественно... Ан, нет. Чем больше начинаешь вникать в суть вопроса, тем сложнее отдать предпочтение той или иной модели. Каждая по-своему интересна.
Ну и конечно же, извечная проблема покупателя - лучшее - враг хорошего. Ведь не на стенд же под стекло он мне нужен, а для удовольствия пользоваться легендарным оружием, так метко воспетым поэтом революции. Маузер - это не просто пистолет, он символ. И если, красавец Парабеллум вызывает разные ассоциации, в том числе, и ассоциацию с бедолагой Кислярским - героем романа "Золотой телёнок", то Маузер будит в душе представление о благородной брутальности его владельца. Естественно, этот пистолет попадал в разные руки, но имидж свой сохранил без помарок - товарищ...