Музыкальная жизнь 80-90-х — это полуподпольные концерты, квартирники, кассеты и виниловые диски с гипнотизирующими обложками. У вас наверняка была парочка таких — с лицами Deep Purple в скале или светопреломляющей призмой. А вы знали, что такие яркие образы порой появляются совсем неожиданно? Из кляксы, копеечного компаса, разбитого стекла... Художники вдохновляются даже психиатрическими тестами!
Такие и делает Александр Коротич, художник и дизайнер, автор канала в Дзене ROCK-N-ART . За 40 лет Александр создал обложки для Урфин Джюса, Nautilus Pompilius, Глеба Самойлова, Чайфа и многих других отечественных музыкантов. Опытные и молодые музыканты до сих пор обращаются к нему, чтобы создавать эпатажные обложки к альбомам, а сам Александр учит новое поколение художественным секретам и пишет книги.
Как все начиналось: обложки для великой несуществующей группы и дешевая советская фотопленка
Первую же обложку я нарисовал для группы поистине великой, но несуществующей
В 80-х мы все были больны рок-н-роллом. Вдохновленные музыкой, мы с другом придумали великую британскую группу We Are Sorry? и прямо на уроках писали тексты их песен и рисовали обложки будущих альбомов.
В то время я уже насмотрелся на пластинки настоящих иностранных групп и понял: обложка — это не просто красивая картинка, а отражение идеи альбома. Это игра слов и образных смыслов.
В хардкорных 80-х мы рисовали обложки авторучкой
В 1981 году мы устроили в институте первый на Урале фестиваль рок-музыки и собрали на одной сцене группы Урфин Джюс, Трек, Перекресток, Р-клуб. Тогда-то реальные музыканты узнали, что я рисую, и началась наша плодотворная дружба.
Технические возможности тогда были не те, что сейчас: мы рисовали вручную шариковыми ручками, а полиграфию снимали на некачественную советскую фотопленку. Но ограничения нас не останавливали. Мы были готовы не есть и не спать, лишь бы сделать что-то интересное, яркое, свое. Этот подход к работе я сохранил и до сегодняшнего дня.
История 1: как я превратил группу Чайф в бумажных человечков
В поисках художественного вдохновения есть два пути: подражать другим художникам или пытаться создать что-то принципиально новое, вдохновляясь в других сферах, за пределами изобразительного искусства. Перед тем, как приступить к обложке, я обязательно слушаю сам альбом — так рождаются открытия. Возникший образ сплетается с моими интересами и опытом, и так появляется задумка.
Иногда это происходит даже во сне, как в случае с альбомом Чайф «Слова на бумаге». Как проиллюстрировать это название? У меня совсем не было идей. Я впустую слушал альбом весь вечер, лег спать — а наутро проснулся с четким пониманием, что нужно делать. Я попросил у Володи Шахрина (лидер группы Чайф — прим.ред.) рукописные тексты песен, распечатал их и создал группу Чайф в миниатюре, только бумажную.
Мои главные принципы — экспериментировать и не повторяться. Был такой художник, Модильяни: он однажды придумал рисовать всем персонажам на картинах длинные шеи и использовал этот прием всю жизнь. Это не мой путь: мне нравится искать новые идеи.
История 2: придумал настоящие картины из клякс для Наутилус Помпилиус
В далеком 1992 году я работал над обложкой альбома Наутилус Помпилиус «Чужая земля». Время поджимало, а идеи не приходили. И вот однажды мне на голову свалились заготовки иллюстраций, которые я делал пару лет назад для романа. Свалились в прямом смысле — папка с ними упала с антресоли.
Тогда я заметил, что симметрия сама по себе — волшебство, она может сделать удивительным совершенно любой объект. Я делал симметричные кляксы и внимательно вглядывался в их очертания, пытаясь увидеть образ, который передавал бы магию каждой песни.
История 3: как я создал коллекционные альбомы из кленового листа, куска ткани и гофрокоробки
В последние годы аудитория музыкантов ушла на стриминговые сервисы. Материальные носители информации — компакт-диски, винил — превратились в этих условиях в коллекционные вещи, предмет гордости меломана. А роль обложек даже возросла: ведь люди готовы тратиться на пластинки не в последнюю очередь из-за их оформления.
История 4: как компас за 7 рублей сделал альбом желанным для поклонников
Однажды я спорил с ребятами из группы «Обними Кита»:
— Мы все уже придумали: альбом и заглавная песня называются «Мой маяк», осталось только нарисовать на обложке маяк. Что вы думаете по этому поводу?
— Думаю, что ерунда, не нужно этого делать.
Растерянное молчание.
— А что тогда нужно?
— Песня «Мой маяк» — она ведь метафорическая: о поиске ориентиров, смысла в жизни. Нужно что-то иносказательное — например берете коробочку, а в нее вклеиваете... компас.
Работа художника и музыканта — это всегда в определенной степени конфронтация, а еще некое «перекрестное опыление»: не только художники вдохновляются музыкантами, но и музыканты — художниками.
Как бы хорошо ты ни делал что-то, в итоге всегда упираешься в стену, исчерпываешь свои возможности. И здесь важно не ходить по кругу и повторять самого себя, а придумывать нечто новое. Ведь в творчестве и вообще любой деятельности самое интересное — когда есть свежие идеи и желание реализовать их.
Как зародился уральский рок, что сейчас делают музыканты, которые стояли у его истоков и как создавались обложки известных рок-альбомов — читайте на канале Александра Коротича . Там вы найдете уникальные части авторской книги Александра «С роком 40 лет» и ощутите вкус андеграунда, который жив.