Найти тему

Как мы японцев в космос запускали

Тридцать лет назад в Советском Союзе был впервые осуществлён запуск космического корабля на коммерческой основе. Всё произошло 2 декабря 1990 года, когда в космос отправился совместный советско-японский экипаж в составе: Виктора Афанасьева, Мусы Манарова и Тоёхиро Акиямы.

Слева на право: М.Манаров, Тоёхиро Акияма, В.Афанасьев
Слева на право: М.Манаров, Тоёхиро Акияма, В.Афанасьев

И хотя жители Ленинска привыкли к посещению космодрома иностранцами, этот случай всё же был особенным, так как это были журналисты из телевизионной компании. Поэтому что-то надо было показать в лучшем свете, а что-то и скрыть от посторонних глаз. Нет, конечно траву не красили и снег по линеечке не укладывали. Жизнь Байконура текла своим чередом и каждый выполнял свои обязанности не зависимо от предстоящих событий.

Одна из ступеней ракеты
Одна из ступеней ракеты

Японцы приехали в Звёздный городок примерно за полгода до запуска. Там им предстояло пройти подготовку с нашими космонавтами. С этого момента и начались их приключения. По приезду у жителей Страны Восходящего Солнца куда-то подевались пару ящиков с какими-то вещами. Встречающая сторона бросилась активно искать пропажу, но почему-то ящики так и не нашлись за всё время пребывания японцев в СССР.

Следующим этапом в их (при)злоключениях стал приезд всей группы на космодром Байконур. Естественно почётных гостей разместили по лучшим гостиницам города. Однако номерами не все оказались довольны. Во-первых, это был не тот уровень, какой они ожидали и к которому привыкли. А во-вторых, были случаи когда за время отсутствия постояльца, у него из номера пропадали вещи, как то: видеокамера, джинсы, кроссовки.

Про дублёршу японского космонавта — Риоко Кикути, следует сказать отдельно. Готовилась она вместе со всеми в составе дублирующего экипажа. Так же как и все прибыла на космодром, где ей был выделен номер в гостинице космонавтов города Ленинск. Однако номер ей не очень пришёлся по душе. Кстати сказать это был наверно единственный случай, когда кто-то высказался негативно о своём временном жилье. Но самой большой неприятностью для Риоко стала болезнь. Уж не знаю, что она такого съела, но буквально через неделю-две после приезда, ей пришлось навестить местный госпиталь с диагнозом — аппендицит. Наши врачи естественно проблему решили. Даже не пришлось вызывать каких-либо специалистов из Москвы. Но несчастьем для девушки стал послеоперационный шов. Он ей конкретно не понравился. И дело уже было не в том, что она автоматически снималась с роли дублёра, а в том что ей будет стыдно выйти на пляж у себя на родине, так как шрам будет видно.

На иностранцев некогда было отвлекаться - все занимались своими делами. Те в свою очередь жили так, как привыкли у себя на родине.

Как известно японцы привыкли обставлять свою жизнь так, чтобы было удобно. Слово гаджеты тогда не было известно, но у многих (по крайне мере у руководства) из них были собой спутниковые телефоны. Благодаря этому они могли свободно звонить домой, в то время как со стартовой площадки порой бывало сложно дозвониться до Ленинска, а это ни много ни мало - а целых тридцать километров.

Даже машины и те, потомки самураев привезли свои. Это были пять джипов Ниссан Патрол. Пока японцы жили здесь они, использовали транспорт в своих нуждах. После завершения своей миссии, машины были переданы в дар космодрому. Несколько дней однако иностранным гостям пришлось воспользоваться советским автопромом. И пока их транспорт добирался из Москвы, они наслаждались поездкой в уазиках. Наши джипы их настолько впечатлили, что японская делегация заявила "что понимает почему русские не делают нормальные дороги. С такой техникой хорошие дороги не нужны".

А в это самое время боевой расчёт и другие вспомогательные службы готовили ракету к старту. Сама ракета-носитель была отправлена на заправку на Кислородно-Азотный Завод. Капсула космического корабля находилась в МИКе. Её тщательно проверяли на работоспособность и наличие неисправностей. Время от времени экипаж корабля отрабатывал в ней разные самые разные ситуации.

Работы в МИКе
Работы в МИКе

Космос в Советском Союзе всегда был мирным. Это знали все. Но мало кто знал, что все работы выполняются военными. В этот раз подготовка началась недели за три. Боевой расчёт всё время был в спецовках. Так что отличить, кто есть кто не представлялось возможным. Остальной личный состав, в частности офицеров, заставили переодеться в "гражданку". Так было вплоть до запуска, который был совершён в 11.00 по местному времени. За три дня до назначенного времени, ракету вывезли на стартовую позицию, установили, проверили ещё раз все системы и дозаправили. В общем подготовили к полёту, который ничем не отличался от остальных, кроме того что был коммерческим.

Та самая ракета на старте
Та самая ракета на старте

Говорили что СССР получил за полёт японца 20 миллионов. Компания TBS в свою очередь называла свою цифру. То есть немного больше. Возможно они были правы. Потом уже выяснилось, что в качестве премии японская сторона приготовила для всего личного состава боевого расчёта спецодежду (джинсовый костюм, обувь, зимнюю одежду — аляску) и автомашины советского производства. Правда это или нет история умалчивает. Но никто в части, занимающейся пилотируемыми пусками, так ничего и не получил. Ходили слухи, что дальше Москвы ничего не ушло. Некоторым офицерам всё же выдали премии, но большинство так и осталось ни с чем.

Наш космос всегда был полон загадок. Каждый запуск с иностранцами оброс своими легендами и тайнами. Но главной тайной является то, что, никто не знает как жили и живут те, благодаря кому у нас ещё есть своя космическая программа. На их плечах лежат запуски ракет с космодромов и отслеживание космических аппаратов с КИКов (командно-измерительных комплексов). Вот этим людям (боевым расчётам полигонов и наземно-измерительных пунктов) в преддверии 23 февраля и 12 апреля я и хочу посвятить эту статью. Факты, описанные здесь могут быть несколько преувеличенными. Но зато фотографии являются подлинными и возможно существуют в единственном экземпляре.