Найти тему

Спектакль по самой трогательной пьесе Островского

Оглавление

Любопытные творческие открытия, возникшие в результате работы над постановкой спектакля по пьесе Островского "Без вины виноватые"

Кадр из спектакля "Жестокий водевиль"
Кадр из спектакля "Жестокий водевиль"

Где взять материал для создания спектакля, который связан с осмыслением  театральной профессии?

Поставив перед собой такой вопрос, Товарищество артистов МХАТ вспомнили о пьесе Островского «Без вины виноватые». Эта работа Александра Николаевича, по мнению критиков второй половины 19 века, была самой неудачной. При этом, когда читаешь письма и дневники Островского, то понимаешь, что сам автор считал «Без вины виноватые» величайшим творением всей своей жизни. В книге «О театре. Записки, речи, письма» он вспоминал: «Это чуть ли не пятидесятое мое оригинальное произведение и очень дорогое для меня во многих отношениях: на отделку его потрачено много труда и энергии… <...> Мне хотелось показать русской публике, что чтимый ею автор не успокоился на лаврах, что он хочет еще работать и давать ей художественные наслаждения» .

Далее представлен отрывок из интервью с художественным руководителем Товарищества артистов МХАТ - Петром Викторовичем Гилёвым и председателем вышеуказанной организации - Колесниченко Мариной Дмитриевной.

Проблемы и способы борьбы с ними

Кадр из спектакля "Без вин виноватые"
Кадр из спектакля "Без вин виноватые"

«Достаточно давно, года 3 назад, мы начали делать пробы этой пьесы, и Островский «откликнулся» нам не сразу. Мы не могли понять, как устроена пьеса, мучительно продирались к её главной идее и смыслу. Был момент, когда мы даже бросили эту затею. Никто из нас не понимал про что написан текст. Никак не получалось «открыть автора». Одно дело - читать текст самому, другое дело -  показывать для публики. У нас возникало сразу много споров с нашими артистами, каждый из которых понимал пьесу по-своему. Островский пишет истории с бытовыми подробностями и, когда читатель начинает попадать в сеть этих подробностей, пьеса становится очень простой и крайне скучной.

Следующая проблема состояла в том, что каждый из нас, дорогие коллеги и зрители, по-своему понимает реплики персонажей. Каждый из нас читает текст со своими субъективными представлениями.

К примеру, я (Пётр Викторович Гилёв) провожу со студентами такой эксперимент, где говорю им: «Представьте себе яблоко. А теперь опишите его.»

У кого-то получается большое сочное красное яблоко, у кого-то незрелое и кислое, а кто-то вообще чувствует вкус яблочного сидра. Слово — одно, смысл — один, а образов множество. Мы все испытываем разные чувства даже к  простому и очевидному, на первый взгляд, предмету. Ну а если взять целую пьесу. Как её открыть и понять, что имел ввиду автор? Как не сделать её банальной, а интерпретировать под запросы современности?

Очень сложно открыть внутренне содержание темы. А потом ещё найти соответствующие образы, аллегории, чтобы донести свою мысль для публики и получить нужный отклик. Один из способов решения этой непростой ситуации мы оставим в профессиональной тайне. А вот о другом расскажем. К нам на помощь пришла большая и сложная тема, которая называется «Техника актёра». Изначально мы ставили перед собой задачу, где пытались научиться владеть этой техникой в совершенстве. В ближайшее время мы уже хотим перейти на более высокий уровень. Помимо того, чтобы понимать смысл пьесы, необходимо научится его передавать на уровне чувственного, образного содержания.

Насколько хорошо вы знаете Островского?

Кадр из спектакля "Жестокий водевиль"
Кадр из спектакля "Жестокий водевиль"

Мы сделали большое открытие, изучая жизнь и творчество Александра Николаевича Островского. Вы можете нам не поверить, ведь речь идёт о событиях давно минувших дней. О жизни человека, давно покинувшего этот мир. Будет хорошо, если у вас возникнут вопросы и желание спорить.

Мы считаем, что Александру Островскому не повезло в жизни. Говорят, что он был одним из умнейших людей своей эпохи. Но когда он появился со своей первой пьесой «Банкрот» («Свои люди – сочтёмся!») в 1849 году, то его сразу заклеймили как бытописателя и обличителя того времени, непростой эпохи дворянства. А в 1850 году Николай I вообще запретил постановку пьесы и ее переиздание. Императору подали жалобу купцы. Государь установил за автором полицейский надзор, а в январе 1851 года Островского уволили со службы. Цензор Михаил Гедеонов писал: «Все действующие лица… отъявленные мерзавцы. Разговоры грязны, вся пьеса обидна для русского купечества» . Но только вот «Банкрот» был совершенно не таким. Понять это можно простым способом.

Александр Островский был очень образованным человеком. Он в совершенстве знал старый английский язык. Островский прочитал в оригинале всего Шекспира, стал его переводчиком. Он обожал творчество этого знаменитого английского драматурга XVI века. Многие пьесы Александра Николаевича были адаптацией именно шекспировских сюжетов, перенесённых на современный лад. К примеру, в пьесе «Без вины виноватые» много отсылок к Ромео и Джульетте, Гамлету и др.

А тот же «Банкрот» очень напоминает историю Короля Лир. Ну и причём тут, скажите вы, разоблачение жестокой российской действительности и «Король Лир»?

Также на Островского мог оказать большое влияние модный в то время французский водевиль, впервые поставленной в Москве в 1827 году: «Две записки» или «Без вины виноват». Публика была от него в восторге. Переводом на русский занимался А. И. Писарев. А в качестве авторов музыки выступили известные композиторы А. А. Алябьев и А. Н. Верстовский.

Когда Островский увидел этот французский водевиль, он ужаснулся. Для него это было отвратительно и пошло. Александр захотел написать свою историю для постановки в театре, позаимствовав название. Однако эта версия —  лишь наши предположения, на которые мы вышли, сопоставив даты написания этих двух произведений.

А ещё в этот период Островский очень много времени занимался своей театральной школой. Его не устраивала тогдашняя актёрская подготовка и он загорелся мыслью обучать артистов по своим правилам и идеям. Не зря появилось понятие «театр Островского». Однако с организацией школы возникли проблемы, и Александр был вынужден бросить эту затею и уехать, совершенно разочаровавшись в жизни.

Таким образом, собрав всё это вместе, мы стали рассматривать пьесу Островского «Без вины виноватые», историю о театре и для театра.

Так наш будущий спектакль получил название «Жестокий водевиль»