Зафронтовая деятельность СМЕРШа, направленная на внедрение во вражеские разведшколы и части вермахта, была крайне необходима. Ведь успешная работа одного агента в тылу врага могла сохранить десятки тысяч солдатских жизней на фронте.
За годы войны на территорию, занятую немцами, было направлено свыше 3 тысяч сотрудников и агентов военной контрразведки.
Один из примеров удачного внедрения оперативника Александра Козлова в немецкую разведшколу послужил основой для сценария двух художественных фильмов «Путь в «Сатурн» и «Конец «Сатурна», вышедших на экраны кинотеатров Советского Союза в 1967 и 1968 годах.
Но далеко не всем контрразведчикам, посланным в стан врага, удавалось выполнить задание. К примеру, из 344 зафронтовых агентов СМЕРШ, заброшенных в немецкий тыл в первой половине 1944 года, треть погибла. Ещё половина просто не смогла проникнуть в германские разведорганы.
Но, несмотря на потери, смершевцам в том же 1944-м удалось не только парализовать работу немецкой разведки, но и перехватить инициативу. Благодаря использованию захваченных вражеских агентов были организованы десятки радиоигр, так что гигантская разведывательно-диверсионная машина Германии, на которую обрушился поток умело подготовленной дезинформации, стала работать вхолостую.
183 радиоигры с противником по сути стали единой «большой игрой», в той или иной степени повлиявшей на исход битвы под Курском, операции «Багратион» в Белоруссии и Ясско-Кишинёвской операции. По итогам этих игр удалось вывести на советскую территорию свыше 400 кадровых сотрудников и агентов германских спецслужб, захватить десятки тонн грузов.
В 1944 году провалы Абвера стали столь очевидны, что Гитлер сначала в феврале отстранил от его руководства адмирала Канариса, а затем попросту ликвидировал спецслужбу, как отдельную структуру. После масштабных чисток бóльшую часть её подразделений передали в РСХА, что, впрочем, никак не сказалось на эффективности их работы. Точно так же пробуксовывал и механизм «Предприятия «Цеппелин».
В то же время органы СМЕРШ методично перемалывали вражескую агентуру. Достаточно сказать, что за годы войны контрразведчиками было выявлено 30 тысяч шпионов, 6 тысяч террористов и более 3,5 тысяч диверсантов.
На завершающем этапе войны накануне штурма Берлина перед сотрудниками СМЕРШ была поставлена задача: арестовать генералов вермахта, руководителей немецкой военной разведки, крупных чиновников министерств, спецслужб и карательных органов. Им также предстояло установить места хранения документов и ценностей, имеющих оперативное значение.
В итоге приказ командования был выполнен. В мае-июне в руки смершевцев попала часть архива Главного управления имперской безопасности, в том числе сведения о заграничной агентуре. А главная их находка датировалась 5 мая, когда контрразведчики 79-го стрелкового корпуса в воронке, оставшейся от взрыва бомбы, во дворе рейхсканцелярии обнаружили обгоревшие тела Адольфа Гитлера и Евы Браун .
После подписания акта о капитуляции Германии работы у советских контрразведчиков не убавилось, потому как нужно было изобличать скрывающихся от ответственности нацистских преступников.
Только в период с 10 мая по 15 июня 1945-го смершевцами совместно с сотрудниками НКВД и НКГБ было арестовано 675 германских агентов разведки и контрразведки, диверсантов и террористов, 161 сотрудник гестапо, СД и других карательных органов, 938 активных членов НСДАП, 35 областных и районных руководителей фашистских молодёжных организаций, 71 участник организаций и групп, оставленных немцами для подрывной работы в тылу Красной Армии.
Кроме немцев фильтрации подвергались и жители некогда оккупированных территорий, и граждане угнанные на принудительные работы в Германию, и пленные красноармейцы и командиры. Среди них выявлялись предатели, каратели, фашистские пособники, националисты, а также те, кто вступил в созданные немцами организации и вёл активную антисоветскую деятельность. Всех их ждало справедливое возмездие.
Перечисление подвигов и успешных операций, проведённых смершевцами, – довольно длительный процесс. Но если сконцентрироваться на сути, то главное, чего удалось достичь советской контрразведке в годы Великой Отечественной войны – это то, что ни одна операция Красной Армии не была сорвана по причине утечки информации о ней, ни один стратегический план командования не стал известен врагу. Вместе с тем не произошло ни одного антисоветского выступления ни в рядах Красной Армии, ни в её тылу, на что так надеялись в Германии.
Другие публикации этой серии: