Сделав небольшой перерыв, я всё-таки посмотрела все три сезона канадского телесериала «Энн» (2017-2019) с совместным производством от Netflix. И хотелось бы поделиться своими впечатлениями.
У каждого художника есть право делать что угодно со своим задуманным произведением. Брать чужие идеи, перемешивать старые образы и добавлять что-то из современности. Никаких запретов, в целом, не существует. Например, произведения, написанные сто, двести лет назад, можно умело переделать под вкусы современного общества . Чем, собственно, и занялись создатели сериала «Энн».
Роман Люси Мод Монтгомери «Энн из Зелёных крыш» считается детской литературой. Впрочем, если вы прочитаете роман во взрослом возрасте, то он вам понравится не меньше. Экранизация книги (вроде уже десятая) 1985 года получила множество номинаций и премий (включая Джемини, Эмми , Премию Пибоди ). Режиссёр Кевин Салливан, который выступил и сценаристом сериала, очень дотошно подошёл к написанию сюжета (в сериале почти нет расхождений с книгой), при этом он постарался передать атмосферу книги (общие планы и пейзажи впечатляют, особенно для 80-х.).
Говорят, что лучше сериал смотреть в оригинале или хотя бы с субтитрами, русскоязычный дубляж не справился с произношением фамилий и соблюдением литературной нормы.
А что же с новым сериалом «Энн»?
Сериал занял 50 позицию на сайте КиноПоиск в разделе «В Топ 250 сериалов». Рейтинги у сериала высокие, много положительных отзывов. Я и сама поставила высокую оценку.
Первые серии были просто превосходными, живыми, лёгкими и очень живописными (к созданию сериала приложили руки отличные художники и операторы-постановщики). Но в канву повествования сценаристы добавили множество второстепенных сюжетных линий, которых не было в книге (и быть, конечно, не могло). Конечно это нормальная практика, тем более, что сериал снят по мотивам . Но меня не покидало чувство, что мне упорно хотят внушить какие-то явные современные постулаты. И делали создатели это зачастую уж слишком топорно.
Рассмотрим «остросоциальные темы» и персонажей, которые были раскрыты в сериале:
Тема расизма
Первый герой, который введен в повествование – это Баш или чернокожий мужчина по имени Себастьян, с которым знакомится Гилберт, работая на теплоходе угольщиком.
Если говорить о книге, темы расизма там не было. Вся его сюжетная линия целиком и полностью – режиссёрская задумка. Книжный Гилберт (одноклассник Энн) никогда не служил на корабле, не плавал в Тринидад и не привозил оттуда друга-афроамериканца. Когда в сериале у Баша появляется дочка, то нянчит её Марилла, приёмная мать Энн, за что Мариллу подвергают общественному осуждению. Явно почти все «белые» были враждебно настроены по отношению в Башу.
Была ли проблема расизма в конце 19-го века? Конечно. Есть ли она сейчас? Конечно. Включили ли эту линию в сериал, чтобы сделать его исторически достоверным? Вряд ли. Куда вероятнее, что авторы отдали дань современности, зная, как это актуально и какой вызовет резонанс. При этом Баш – как персонаж – очень положительный и приятный.
Проблемы ЛГБТ
В романе Люси Мод Монтгомери рыжего, симпатичного персонажа Коула не было. В сериале это одноклассник Энн, которого травят другие ученики. Коул талантливей парень: он хорошо рисует, потом – лепит, умеет делать причёски, чем выручает Энн.
Коул выступает в роли угнетённого персонажа. Его дразнят в школе, ругает мать, каждый день наказывает учитель. О, Чудо! Который является тоже латентным геем.
«Он хотел меня побить, потому что себя наказать не может… За то, что он — такой, как я», – примерно так говорит о нём Коул в одной из серии.
Учитель вообще предстает очень странным, неприятным персонажем, который сначала ухаживает за своей ученицей Присси Эндрюс, даже желает на ней жениться, но потом мы узнаем его страшную тайну и его просят уйти со школы.
«Совпадение ли, что представитель ЛГБТ показан непонятым, угнетаемым, но очень талантливым человеком, который, едва вырвавшись на свободу, становится счастливым творцом? Не знаю, но уж очень это напоминает стереотип, что геи – обязательно творческие, «странные» и феминные мужчины. Но то, что тема ЛГБТ внедрена в сюжет исключительно в угоду современного общества, кажется мне очевидным. Появление Коула в сериале – квирбейтинг , явление, когда режиссёры добавляют второстепенного ЛГБТ-героя ради маркетингового хода».
Еще один персонаж другого полюса — Тётя Джозефина
Если в книге и в старой экранизации 1985 тётя Джозефина показана как властная, но не лишённая гуманизма одинокая женщина, которая привязывается к своей племяннице и становится «родственной душой» для Энн. То в сериале «Энн» мы видим женщину очень передовых взглядов, покровительницу всех угнетенных и непонятых, творческих людей.
Свою сожительницу она нейтрально называет «компаньонкой», но на вечеринке, где побывала Энн, мы узнаём, что их связывали романтические отношения (сама компаньонка умерла ещё до появления тёти в сюжете)».
Как и в случае с Коулом, линия явно сделана так, чтобы сериал лучше продавался.
Тема феминизма
Не обошли стороной и тему феминизма. Устами прелестных Присси Эндрюс и Мисс Стейси возглашаются постулаты свободы и равноправия женщин.
Присси едет в колледж, и требует у отца собственное приданое (естественно, получает отказ) и пытается поговорить с ним о делах. Отец, что показательно, постоянно её перебивает и требует налить чай, будто она его служанка. Посыл здесь ясен – молодая девушка ничего не решает и является товаром в руках родителей.
А мисс Стейси проводит научные эксперименты (просвещает детей в области науки), ходит в штанах, не носит корсет, учит детей говорить, что думают и не желает еще раз выходить замуж.
Сама Энн является передовой феминисткой, устраивает митинг и пишет в газету гневную статью о правах женщин.
Но уж слишком часто в речах Энн звучали фразы о равноправии именно женщин:
Энн: Это не имеет смысла, что девочкам нельзя заниматься фермерской работой, когда девочки могут сделать всё, что мальчики, и даже больше! вы считаете себя хрупкой и неспособной? я точно нет.
В целом – «прогрессивных» отступлений от сюжета очень много. В школе девочки обсуждают месячные и процесс появления детей. А потом уже к третьему сезоны, все девочки считают, что могут забеременеть от танца с мальчиками и недоумевают. Это камень в огород к плохому половому просвещению в школах?
Мое мнение: Первый сезон для меня оказался самым лучшим. В нем ещё не было такого активного освещения «важных социальных» проблем, через второстепенных персонажей. Актёры (подбор просто идеальный), операторская работа и атмосфера сериала очень достойные (несмотря на всё перечисленное выше). Но в итоге понятно, какая задумка была у создателей – ещё и ещё раз осветить «важные» темы в американском обществе, чтобы уж не забывали. Ведь сериал, по большей части, смотрят подростки. Поэтому смотреть этот фильм нужно с комментариям.
Сериал получился добрым, таким юным и свежим! Жалко, что пропаганда немного испортила впечатления.
Подписывайтесь на группу В контакте "Что сегодня посмотрим?"