Автомобилем с вариатором сейчас уже никого не удивишь. Производители любят его за сравнительную простоту конструкции и компактность, водители — за плавность хода и экономичный расход топлива. Но далеко не все разделяют эту любовь. Мы собрали главные доводы критиков в одном обзоре — и разобрались, так ли они оправданы.
Миф 1: вариатор — технология молодая, необкатанная, то ли дело старый добрый автомат.
Это не так. Первый массовый автомобиль с вариатором сошел с конвейера в далеком 1959 году. Сейчас мало кто вспомнит голландскую легковушку DAF 600 с трансмиссией Variomatic, а ведь в свое время это была распространенная в Европе малолитражка. Другой вопрос, что первый производственный эксперимент оказался не слишком-то удачным: трансмиссия вышла громоздкой и тяжелой. Однако инженерный поиск продолжался – эстафету приняли японские конструкторы, которые вот уже более полувека совершенствуют бесступенчатую коробку передач.
Миф 2: вариатор хорош для маломощных моторов и легких машин. Серьезную нагрузку он не выдерживает.
История внедрения вариатора компанией Mitsubishi говорит об обратном. Обкатывать технологию начали на кроссовере Mitsubishi Outlander XL. Его не назовешь малолитражкой ни по объему двигателя, ни по габаритам кузова. Устанавливались трансмиссии производства фирмы Jatco, признанного эксперта в этой сфере. За время сотрудничества с Mitsubishi вариаторы совершенствовались: так, во избежание перегрева при длительных нагрузках было добавлено дополнительное охлаждение.
Однако следует признать, что в общемировой практике версии с вариатором предлагаются для автомобилей с экономичными двигателями и небольшой снаряженной массой.
Миф 3: вариатор — штука капризная.
Презентационный ролик, демонстрирующий работу новейшего вариатора Jatco CVT8. Видео производителя.
Вариатор, действительно, требует более щадящего отношения, чем классический автомат. Причина – в конструктивных особенностях: давление в пятнах контакта на узлах, передающих крутящий момент, может достигать нескольких тонн.
Поэтому агрессивный стиль вождения: рывки, пробуксовки, длительная работа на высоких оборотах сокращают срок жизни трансмиссии. Также вариатор любит «мягкий» прогрев при низких температурах и качественное масло.
Многолетний опыт говорит, что при грамотной эксплуатации, своевременном и качественном обслуживании бесступенчатая трансмиссия преодолевает без нареканий более 250 000 км.
Миф 4: машина с вариатором «не едет»: вялый разгон, плохой подхват.
Такое впечатление складывается из-за «бесступенчатой» сути вариатора. На самом деле, он может показывать и лучшую динамику в сравнении некоторыми моделями классических автоматов. Происходит это потому, что вариатору не нужно тратить время на переключение передач. Однако именно отсутствие привычных «рывков» и создает субъективную картину вялой динамики. Алгоритм работы большинства современных вариаторов имитирует работу ступенчатой коробки как раз для того, чтобы избежать дискомфортного ощущения у водителя. Чистая психология.
Миф 5: вариатор не ремонтируют, а меняют целиком. Это дорого.
Вариаторы ремонтопригодны. Действительно, во время гарантийного срока эксплуатации автомобиля, в случае неисправности или выхода из строя вариатора, его будут менять целиком. Такова политика не только компании Mitsubishi, но и большинства производителей. Однако следует помнить, что расходы в таком случае несет компания, а не владелец автомобиля. Как и любой другой узел автомобиля, вариатор ремонтируется «по частям», а запасные комплектующие есть в свободной продаже к любой модели.