Помню, что в бабушкином альбоме встречались фотографии с церемонии проводов разных людей в последний путь. Честно говоря, никогда не понимала этой традиции. Зачем делать такие снимки?
Говорят, память. Но нужно же запомнить человека живым – «в моменте», так сказать. А не когда осталось только одно тело.
В Викторианскую эпоху в Англии проблему решали более находчиво. В 19 веке фото стоили дорого. Встречала информацию, что на наши деньги – 200 долларов. То есть, чтобы получить снимок, нужно было отдать почти 15 тыс. рублей.
Понятно, что часто не фотографировались. А бедняки и вовсе не заказывали снимков. На 15 тыс. в российской глубинке живут половину месяца, а то и больше. Сами, наверное, знаете. А если не знаете, то вспомните, что МРОТ сейчас чуть меньше 13 тыс. рублей. Был 12130. Теперь немного повысили размер. В Викторианской Англии беднякам жилось еще хуже, чем нашим людям, выживающим на МРОТ.
Но Викторианская эпоха – это время развития промышленности. Время прогресса. В 1839 году был изобретен дагеротип. Я не очень-то разбираюсь в прошлых технологиях создания фото. Но это связано с фоточувствительностью йодистого серебра. Если есть среди читателей профессионалы в этой области – прошу всем доступно объяснить.
Самое главное, что стоимость фото стала опускаться вниз. А потом еще придумали мокрый коллодионный процесс. И появилась возможность печатать несколько фото с одного негатива.
Наверное, пока не очень понятно, почему массово стали фотографировать усопших. Во-первых, фото хоть и стали дешевле, но не настолько, чтобы ходить в салон каждый день.
Во-вторых, в Викторианскую эпоху в Англии была высокая детская смертность. Сами британцы того времени связывали это с плохим воздухом в стране, особенно, в Лондоне. Сейчас считается, что виноваты были реки, в которые сливали нечистоты. А потом оттуда же брали воду. И быту для разных целей применяли вредные вещества: свинец, мышьяк и так далее.
О причинах можно рассуждать, но факт остается: в Англии тех времен детская смертность была на очень высоком уровне.
Часто выходило так, что ребенка удавалось запечатлеть на фото уже после…
Но, как я уже указывала, британцы подошли к вопросу творчески. Они снимали усопших, как живых. Придавали телам естественные позы, наносили румянец на щеки, детей усаживали в окружении любимых игрушек.
Пишут даже, что могли посадить на руки ребенку, которого уже нет, домашнего питомца. Нередко использовали штативы для поддержки тела в нужном положении.
Есть фотографии, где сразу видно, что на фото неживой человек. Есть те, где сложно сказать: человек еще в нашем мире, или это только тело.
Фотографам приходилось быть и своего рода «дизайнерами»… тел.
Критика
В наше время фото, о которых идет речь, сделанные в Викторианскую эпоху, подвергаются очень внимательному изучению. Часто версия о том, что на них запечатлены усопшие, подвергается критике. Основные аргументы таковы:
1. С телом усопшего сложно работать. Мышцы, не получая энергии, не могут расслабиться. Поэтому, как считают скептики, невозможно было придавать телам нужные позы.
Впрочем, эксперты утверждают: действительно, в первое время, мышцы не расслабляются. Но, когда начинают расщепляться белки, тело опять становится мягким и податливым. Удержать его в нужном положении реально. Особенно, если использовать штатив.
2. Про штативы тоже пишут, что они использовались только для фотографирования живых – чтобы человек не двигался в кадре. Дело в том, что снимки приходилось делать с большой выдержкой. Малейшее движение – фото получалось размытым.
Кстати, по этой же причине невозможно было снимать домашних питомцев. Маленькую собачку сложно было удержать в одной позе.
Стоило ли делать такие снимки
К счастью, я не могу встать на место родственников тех усопших, которых фотографировали. Память – это, конечно, очень важно. Но в этом плане мне сложно понять тех, кто жил в Викторианскую эпоху. Для них многие вещи, которые нам неприятны, были нормальными.
Я считаю, что нужно сохранять образы близких людей в голове.
Возможно, такое мировоззрение сформировалось у меня, потому что фотографии обесценились.
Я помню, как делали снимки до прихода в Россию «Кодака» и «Полароида». Нужно было купить хорошую пленку и фотобумагу, еще какое-то оборудование – всё помню, проявитель, закрепитель. Фото делали в темноте, светила лишь красная лампа.
Сейчас сразу можно увидеть, что кадр неудачный, стереть его из памяти смартфона. В фото почти не осталось ценности.
Печально это или нет – решайте сами. У меня есть небольшая ностальгия по старым временам. Но это не повод считать, что нужно фотографировать усопших. Если человека уже нет, повторю, его образ лучше хранить в голове, а не на фото.