Дедушка Ваня был самый знаменитый человек на улице - возчик. На подводе он настоящее золото возил, в переводе на сегодняшние деньги. Жили не легко, сажали картофель - это второй хлеб по тем временам - а землю для хорошего урожая надо удобрять, для хозяек навоз первой валютой был.
В осеннюю же пору возчика почитали не меньше, он возил дрова и уголь. В домах газа не было, топили печь дровами. Вот такой драгоценный товар дед развозил людям. И они благодарили его, кто чем мог: кто молоком, кто маслом или ещё чем-нибудь.
Подвода была для развоза товара, а для поездок - фаэтон. Бывало осенью или весной, запряжет дед красавицу Заставу, соберет всю ребятню и везет в школу, вот такой праздник устраивал детворе. Пешком до школы путь не близкий, а как дороги разольет, пока доберешься, будешь по уши в грязи.
А в зимнюю стужу выкатит дедушка Ваня большие чугунные сани, рассадит детвору, столько набьется - кажется, лишь попа в санях, ноги болтаются - и с ветерком помчит Застава тяжелую упряжку. Гнедая несет сани по дороге в белоснежном вихре, снег скрипит под полозьями, аж дух захватывает! Остановится на пригорке, а дети из саней, как горох, рассыплются в разные стороны.
Дедушка улыбается, провожая детвору умиленно-влюблённым взглядом. Лишь когда он глядел на детей, лицо его озарялось весёлым светом. Бывало выскочишь на порог встречать деда, он засунет руку в карман серых штанов и обязательно вытащит тебе конфетку. Почему-то эти затертые леденцы самыми сладкими казались.
Относился он просто и тепло, никогда не повышал голос, всякий раз обращался уважительно, особенно к детям.
О родной семье дедушки известно лишь то, что после революции их раскулачили, и семейство русского духовенства просто погибло от голода. Рано осиротел, узнал нужду и бедность, и с юных лет привык работать. Эта потребность к полезному труду была в нем всегда.
Например, держать лошадь в хозяйстве - совсем не просто. Животное требует заботы и ухода. Конюшню надо убирать, заготавливать сено, лошадь чистить, чесать и кормить. Животное просто зачахнет в нужде да без дела. Позволить такого дед не мог и трепетно относился к гнедой красавице.
У Заставы для марафета были специальные гребни и щётки, хранились они отдельно в чемоданчике.
Летом бывало, возьмёт дед лошадь под уздцы, соберёт детвору и айда на речку.
Резвиться с Заставой - просто счастье! Залезет озорник на спину без седла, ухватится за гриву, брызги сыплются, а лошадь танцует от свежести и радости. Щетками почистят лошадь, гриву заплетут и несет краса ненаглядная ребятню до дома. По очереди каждого помощника дед усаживает прокатиться. Потом вихрастые ребята ещё долго у ворот обнимаются с Заставой, прощаясь до утра.
Дедушка нам рассказывал про лошадей, и мы понимали, что они как люди - умеют чувствовать и любить, только не разговаривают. Слушал он всегда внимательно, давал простые ответы на наши сложные вопросы. Дед никогда не ругал, а рассказывал историю, как сказку, и все становилось понятно.
Удивительно, но, пройдя войну, он оставался чуточку озорным. Природу, весь мир вокруг понимал, как сказку, а рассказы настоящего волшебника и фантазера греют мою душу много лет.