Знакомство с Веной лучше всего начинать с собора св. Стефана-главного храма австрийской столицы, ее символа и духовного центра.
Кафедральный собор святого Стефана, или Штефансдом (Stephansdom)-один из самых значительных памятников австрийской поздней готики. Святой Стефан-первый христианский мученик. Его забили камнями на глазах у св. Павла. День св. Стефана австрийцы отмечают 26 декабря.
Строительство христианского храма за границами бывшего римского укрепления началось в 1137 г., в 1147 г. он был освящен (в этом смысле собор-ровесник Москвы). В 1258 г. первый собор сгорел и его пришлось отстраивать заново. В 1263 г. произошло освящение восстановленного храма. С тех пор сохранились части позднероманского здания: исполинский портал западного фасада, три романских яруса языческих башен, встроенных в западный фасад. Частично уцелели старинные витражи (ок. 1340).
Герцог Рудольф IV Габсбург в 1359 г. заложил первый камень в строительство готического храма на месте романской церкви. Новый собор стал значительно шире предшественника-стены возводились по ширине романского трансепта. С севера и с юга от западного фасада пристроили новые нефы с капеллами и заложили Южную (1359) и Северную (1450) башни. До этого времени собор неоднократно реконструировался, но в целом сохранил готический облик.
Развитию храма во многом способствовало то, в 1365 г. герцог Рудольф IV Основатель учредил независимый от Пассау капитул всех святых (совет из духовных лиц при епископе). Заседания капитула планировалось проводить в соборе. Так он утвердился как главный храм города. Присутствие капитула стало решающим аргументом для основания (1469) епископства в Вене.
В 1528 г. собор вместе с городом пережил первую трехнедельную осаду. В 1683 году осада длилась уже целых три месяца. Турки, стоявшие на территории нынешнего квартала Шпиттельберг, выпустили по Вене более 1000 ядер. Одно из них застряло в стене Южной башни. На нем горожане вырезали лицо великого визиря Кары Мустафы (это ядро можно увидеть в бинокль на Южной башне, справа от большого стрельчатого окна).
Венский завтрак
После победы над турками в Австрии сохранились антитурецкие настроения: с собора св. Стефана сняли (1686) символы единства папской и императорской власти-изображения солнца и луны, напоминавшие горожанам мусульманский полумесяц. Но этого венцам показалось мало. Они решили закрепить победу символическим поеданием врагов. Именно в Вене родился первый рецепт рогалика-пшеничной булочки, выпекаемой только в форме полумесяца. Теперь каждый австриец, вкушавший за завтраком рогалик и запивавший его кофе, мог смело считать, что "он ест мясо турок и пьет их кровь".
Собор св. Стефана стал свидетелем всех значительных событий в истории города. здесь покоятся останки австрийского героя принца Евгения Савойского, в катакомбах под собором-усыпальница, где в погребальных урнах хранятся внутренние органы Габсбургов, в часовне с северной стороны собора отпевали В.-А. Моцарта (1791), венчание которого с Констанцией Вебер также состоялось в этом храме (1782). В 1916 г. здесь отпевали императора Франца Иосифа.
В 1945 г. собор сильно пострадал: после бомбардировки пожар бушевал трое суток. Обрушилась кровля, погибла большая часть витражей.
С юго-запада к Stephansplatz примыкает Stock-im-Eisen-Platz (пл. Штокк-им-Айзен-Плац). Происхождение ее названия (нем. Stock im Eisen-палка в железе), которое впервые упоминается в 1533 г., связано с древней традицией, по которой странствующие подмастерья слесарей и кузнецов, приходя в Вену и покидая ее, должны были забить в дерево гвоздь на счастье. В доме, стоящем на углу Karntnerstrasse (ул. Кернтнерштрассе) и Graben (ул. Грабен), в нише, забранной органическим стеклом, выставлен фрагмент ствола того самого дерева, густо утыканного гвоздями самых разных размеров.
Рядом с собором св. Стефана расположено здание современной архитектуры-дом Хааса (Haas-Haus). Во второй половине XIX в. торговый дом "Филипп Хаас и сыновья" был крупнейшим поставщиком ковров в Вене. В 1866-1867 гг. арх. А. Зиккард фон Зиккардсбург и Э. ван дер Нюлль (авторы проекта Государственной оперы) построили для него дом, который разрушен во время Второй мировой войны. Однако название сохранилось. Его получил постмодернистский торгово-офисный комплекс (арх. Г. Холлайн, 1990). Закругленные очертания ультрасовременной постройки повторяют границы фундаментов стен древнеримского лагеря, обнаруженных при строительстве. В доме Хааса, на террасе работает кафе, откуда открывается хороший вид на собор.
Собор Св. Петра в Ватикане, Италия-читайте здесь...
Базилика Сан-Марко в Венеции, Италия-читайте здесь...
Вестминстерской аббатство в Лондоне, Великобритания-читайте здесь...
Нотр-Дам-де Пари в Париже, Франция-читайте здесь...
Кафедральный собор в княжестве Монако-читайте здесь...