Мне кажется, что человечество не меняется. Оно всегда, со времен обезьян – если рассматривать их в качестве наших предков, было одинаковым. И сейчас таким остается.
К сожалению, или к счастью, в людях слишком много физиологического, приземленного.
Впрочем, есть вещи похуже, чем хотеть простых вещей, достижения которых требуют инстинкты.
Вспомним викторианскую эпоху в Англии. Это года с 1837 по 1901. Как справедливо пишут об этом времени: век жеманства и ханжества.
«Благочестивые» англичане всеми своими повадками и привычками пытались показать, насколько светлы их помыслы, слова, действия. Это было пуританство, доведенное до абсурда.
С чего всё началось
Почти ровно 200 лет до начала викторианской эпохи, Пуританское республиканское движение смогло разделаться с монархией. Временно.
Не буду называть имен, но лиц королевских кровей с нравственностью всё было очень плохо. В общем, конечно, ничего удивительного. Всё могут короли. Только это был перебор.
Королева Виктория бросилась в другую крайность. Когда она стала править, монархия в Англии уже была сильно дискредитирована. Поэтому королева решила, что в её стране всё будет благоразумненько.
Надо сказать еще, что у супруга Виктории принца Альберта были очень неприятные воспоминания того, как разводились родители. Это была его боль. Говорили, что Альберт мог упасть в обморок, только подумав, что жена его может бросить.
Надо было товарищу поработать с психологами. Но речь не об этом. А о том, что настроения королевской семьи спроецировались на общество. Точнее – на средний класс и на самых богатых. У бедняков ничего особо не менялось, потому что, когда нечего есть и руки отваливаются от каждодневного тяжелого труда, то тут не о морали, знаете ли, думать. Пирамида потребностей в действии.
Абсурдные порядки
Я хотела изначально выделить блок про воспитание девушек в викторианской Англии. Но, пожалуй, расскажу обо всем сразу. Хотя и с воспитания начну:
1. Считалось, что девушкам не стоит ничего знать о близости между мужчиной и женщиной. Из-за этого юные дамы, выйдя замуж, сразу сталкивались со страшным: мужья к ним приставали. Иные жены сбегали к родителям. Были и такие, которые пытались уйти из жизни. Об этом писал Д. Саркисян в 2011 году в журнале «Вокруг света».
В близости, кстати, считалось, что лишь мужчина должен получат удовольствие. А женщинам советовали думать об Англии.
2. Выходить замуж было волнительно. Но оставаться незамужней – это было «фи». Иногда практиковалось такое, что дамы, не имевшие мужей, вставали, если в комнату входила миссис.
Еще хуже было незамужним с детьми. Они автоматически причислялись к числу непутевых. Хотя мы-то с вами знаем, что ситуации бывают разные.
3. Женщину было легко дискредитировать. Дамам запрещалось в одиночестве ездить в поездах. С конем – можно было – сидя верхом и находясь в вагоне для животного.
Нельзя было девушке оставаться в одной комнате с мужчиной. Даже на секунду.
Я не представляю, как они там знакомились, если всякий раз незнакомых людей должен был представлять друг другу кто-то третий.
4. Но как-то знакомились. И дети рождались. Считалось, что женщина викторианской эпохи должна была рожать больше, рожать чаще.
К беременным же не проявлялось никакого уважения. А. Лалкина в статье «От священнодействия до греха» пишет, что женщинам в положении надлежало сидеть дома и нигде не показываться с большим животом, потому что это было неприлично. Даже слово «беременность» не употребляли. Использовали «заменители». Например: «В счастливом ожидании».
5. Беременным и женщинам, которые заболели, приходилось туго. Врачами были мужчины. Кстати, потому что считалось, что для женщины эта профессия – слишком. Доктор не мог нормально осмотреть пациентку. Существовали даже ширмы с прорезью для руки. Врач наощупь измерял пульс. Прикасался ко лбу больной, которую не видел, чтобы определить, есть ли у неё жар.
Можно догадываться о качестве медицины при таких условиях.
Если уж начали про ширмы, то вспомню о существовании купальных машин – повозок, которые ввозились в воду, чтобы скрыть купальщицу или купальщика от посторонних глаз.
6. Много еще было всяких абсурдных табу. К примеру, тот же Саркисян указывал в своей статье, что нельзя было предложить даме куриную ножку за обедом. Это считалось грубостью. Нельзя было называть человеческие руки и ноги таковыми. Использовали слово «конечности».
Дамам не давали читать газет целиком. Мужчин в каждой семье, не считая бедняков – там грамоты не знали, зачитывали вслух лишь избранные статьи и заметки.
7. Влюбленные изъяснялись лишь на языке цветов. Никаких «люблю» не произносили. Если девушка была неравнодушна к парню, то она позволяла ему нести свой молитвенник.
Но многое из того, что указано, делалось напоказ. Создавалась видимость того, что нравственность находится на уровне небес. На самом деле, люди оставались людьми. Любили друг друга, вступали в близкие связи, рожали детей.
Напоказ же демонстрировалось что-то невероятное и абсурдное. Упомянутая Лалкина указывала в статье, что на округлые ножки роялей надевали кринолины. В.С. Кулагина-Ярцева в книге «Культура и просвещение в викторианском Лондоне» пишет, что на Всемирную выставку, состоявшуюся в 1851 году запрещали ввозить античные статуи. Сначала прикрывали листочками причинные места, потом только смогли получить разрешение на демонстрацию экспозиции.