Найти тему
ЗИЛ /Завод И Люди/

Старая столовая

Мы давно не делали публикаций под рубрикой «Город ЗИЛ». Настало время продолжить прогулки по городу в городе. И сегодня я предлагаю Вам вооружится машиной времени воображением, перенестись в 30й год и посмотреть на завод в том виде, в котором ни я, ни один из читателей группы его не мог видеть. Помогут нам в этом исторические фотографии и газетные заметки. Вперед, в прошлое!!!

Барачный поселок АМО перед началом Строительства Инструментального корпуса. 1933-34
Барачный поселок АМО перед началом Строительства Инструментального корпуса. 1933-34

...Самое начало 30-х, первая реконструкция завода. Настала пора прощаться с устаревшей АМО Ф-15 и переходить к конвейерной сборке куда как более современных автомобилей. За образец взят американец Аутокар, который должно собирать на конвейере. Но сам конвейер - это итог работы других цехов, питающих его узлами и деталями. По этому завод расширяется, строятся новые цеха - второй литейный, второй механосборочный, главный кузнечный. Резко возрастает численность работающих: с 3900 в 29 году до 12400 в 31. А работающих, как и конвейер, тоже нужно нужно питать, то есть кормить. Естественно, на АМО были столовые, но и до расширения завода самую большую из них, не жаловали - «черезмерная перегруженность, малая плата, нехватка варочных котлов» и, как следствие - «грязь в посуде, недопустимая слякоть на полу и безобразие в кладовой». На страницах газеты Вагранка не скупились на критику и рассказы о крысах, грызущих бульонные кости. Нужно срочно строить новую, большую столовую. И не просто столовую, а новый цех - цех питания! Итак, в проекте реконструкции заложили столовую («цех питания») на 1400 мест.

Вернёмся к нашей прогулке и подойдем к привычной Второй проходной, туда, где теперь стоит бюст Лихачева. Казус - проходной нет. Зато слева есть железнодорожный путь, уходящий куда-то вглубь территории, а справа видны домишки - бараки рабочего поселка АМО. Непривычная картина! Посмотрев в актуальную карту узнаем, что стоим мы на Амовском переулке - сегодня это улица Автозавдская, часть третьего транспортного кольца и смотрим вдоль Амовского шоссе - будущей Центральной аллеи завода. А железная дорога - ветка Бойня-Лизино казанского направления. Паровоза не видно и не слышно, так что пойдем по путям... Интересно наблюдать завод таким... маленьким. Деневянный забор по левую руку и есть северная граница АМО! Но пройдёт всего пара лет и большая стройка превратит это место в узнаваемые «ворота ЗИЛа» - вторую проходную в окружении Модельного цеха и Инструментального корпуса, а железнодорожная ветка будет разобрана. Пока же завод расширяется только на юго-запад, как раз вдоль шоссе и «железки».

Строительство столовой
Строительство столовой

Картина ясна? А теперь продолжу рассказ про столовую. Её, как здание большой площади и общей доступности, решили разместить вне тогдашнего завода вместе с другими общественными постройками - парткомом, фабрично-заводским училищем, поликлиникой. Пройдут годы, и эта территория станет своеобразным мысом, принадлежащим Городу, омываемым с трех сторон ЗИЛом.

Пока же можно расположиться у заводской ограды и рассмотреть здание столовой, открытой в мае 1930 года. Оно вытянутое, кирпичное, с большими окнами. Одной из «коротких» сторон примыкает к зданию общественных организаций, а другая «короткая» сторона, обращённая к нам, закруглена. На крыше размещен П-образный фонарь - надстройка, предназначенный как для освещения, так и для вентиляции. Заглянуть в окна не получается - столовая обнесена забором. Но фотографии внутреннего убранства показывают, что фермы крыши и фонаря опираются на ряд колонн, смещенных к периферии здания. Таким образом, по центру столовой остается большое ровное пространство под столы и столующихся.

Цех питания на фото Аркадия Шайхета
Цех питания на фото Аркадия Шайхета

Строительство моста и вид на крышу столовой
Строительство моста и вид на крышу столовой

Пока я изображаю из себя экскурсовода и пытаюсь на пальцах пояснить конструктивные особенности здания, Вам, наверное, уже надоело ждать рассказа о самой необычной детали окружающего пейзажа - о мосте! Да, смотрите, бетонный мост! Почему так? Да чтобы не гонять тысячи людей туда-сюда через проходные, через дорогу и железнодорожную ветку. Очень логичное решение - соединить заводскую территории и столовую бетонным мостиком довольно ажурной конструкции.

Шагая вдоль железнодорожных путей
Шагая вдоль железнодорожных путей

Ох уж этот мостик!.. Влекомые чувством голода работники АМО ни раз создавали на нем давку, огорчая работников охраны и давая пищу карикатуристам и журналистам заводской газеты!

И проблема была не только в ширине моста, а в загруженности фабрики-кухни. Постепенно ситуация улучшилась - заработали цеховые столовые. А как только территория Амовского шоссе перешла к заводу, необходимость в мостике и вовсе отпала. Но архитекторам, готовившим проекты второй реконстукции завода, он явно приглянулся.

Макет реконструированного завода
Макет реконструированного завода

По идеям Попова и Морозова, ЗИС должен был открываться городу большой площадью, переходившей в главную заводскую магистраль с фантами, а через площадь архитекторы готовы были перекинуть подвесной мост внушительных размеров...

Вид на площадь. На заднем плане Модельный цех
Вид на площадь. На заднем плане Модельный цех

Но это - уже другая история!.. И, вообще, как можно открыть Завод Городу?! Заборы, проходные, вахтеры - неотъемлемая часть жизни предприятия. Лично для меня пока не ясен пропускной режим столовой до ее объединения с заводской территорией. Очень возможно, что узкое место образовалось из-за наличия контролёра на мосту. Косвенно об этом говорят выставленные на аукционе пропуска в столовую и некие будки, хорошо заметные на старых фото.

Начало 30-х. Хорошо виден железнодорожный путь ветки Бойня-Лизино
Начало 30-х. Хорошо виден железнодорожный путь ветки Бойня-Лизино

Итак, фабрика-кухня работает, тысячи заводчан могут не задумываться о том, где и как пообедать, но хочется отметить одну особенность, бросившуюся мне в глаза при увеличении фотографии знаменитого Родченко: бардак, объедки на столах и одновременно с этим розы в вазе...

Культура приёма пищи придет в заводские столовые позже. В том числе и в месте с их техническим оснащением: заметьте, в кадре нет и привычных нам подносов. Их отсутствие компенсировалось штатом разносчиц и уборщиц.

Интерьер столовой в 50-х одах
Интерьер столовой в 50-х одах

Шли годы... Изменялся завод, постепенно менялась его центральная столовая и её посетители. К 50-м паспортная вместимость столовой была снижена почти вдвое, до 800 человек. Естественно, стало чище и уютнее даже без роз и пальм в кадках. Именно из тех времен родом заводская легенда, о том, что в столовой можно было выпить кружку разливного пива!.. И если пиво из продажи исчезло с приходом директора Бородина в 1963 году, то старая столовая вместе с колоннами, высоченным потолком и разносчицами просуществовала до 70-х годов. Именно на ее месте построили новую Центральную столовую. И это тоже другая история...