Мы давно не делали публикаций под рубрикой «Город ЗИЛ». Настало время продолжить прогулки по городу в городе. И сегодня я предлагаю Вам вооружится машиной времени воображением, перенестись в 30й год и посмотреть на завод в том виде, в котором ни я, ни один из читателей группы его не мог видеть. Помогут нам в этом исторические фотографии и газетные заметки. Вперед, в прошлое!!!
...Самое начало 30-х, первая реконструкция завода. Настала пора прощаться с устаревшей АМО Ф-15 и переходить к конвейерной сборке куда как более современных автомобилей. За образец взят американец Аутокар, который должно собирать на конвейере. Но сам конвейер - это итог работы других цехов, питающих его узлами и деталями. По этому завод расширяется, строятся новые цеха - второй литейный, второй механосборочный, главный кузнечный. Резко возрастает численность работающих: с 3900 в 29 году до 12400 в 31. А работающих, как и конвейер, тоже нужно нужно питать, то есть кормить. Естественно, на АМО были столовые, но и до расширения завода самую большую из них, не жаловали - «черезмерная перегруженность, малая плата, нехватка варочных котлов» и, как следствие - «грязь в посуде, недопустимая слякоть на полу и безобразие в кладовой». На страницах газеты Вагранка не скупились на критику и рассказы о крысах, грызущих бульонные кости. Нужно срочно строить новую, большую столовую. И не просто столовую, а новый цех - цех питания! Итак, в проекте реконструкции заложили столовую («цех питания») на 1400 мест.
Вернёмся к нашей прогулке и подойдем к привычной Второй проходной, туда, где теперь стоит бюст Лихачева. Казус - проходной нет. Зато слева есть железнодорожный путь, уходящий куда-то вглубь территории, а справа видны домишки - бараки рабочего поселка АМО. Непривычная картина! Посмотрев в актуальную карту узнаем, что стоим мы на Амовском переулке - сегодня это улица Автозавдская, часть третьего транспортного кольца и смотрим вдоль Амовского шоссе - будущей Центральной аллеи завода. А железная дорога - ветка Бойня-Лизино казанского направления. Паровоза не видно и не слышно, так что пойдем по путям... Интересно наблюдать завод таким... маленьким. Деневянный забор по левую руку и есть северная граница АМО! Но пройдёт всего пара лет и большая стройка превратит это место в узнаваемые «ворота ЗИЛа» - вторую проходную в окружении Модельного цеха и Инструментального корпуса, а железнодорожная ветка будет разобрана. Пока же завод расширяется только на юго-запад, как раз вдоль шоссе и «железки».
Картина ясна? А теперь продолжу рассказ про столовую. Её, как здание большой площади и общей доступности, решили разместить вне тогдашнего завода вместе с другими общественными постройками - парткомом, фабрично-заводским училищем, поликлиникой. Пройдут годы, и эта территория станет своеобразным мысом, принадлежащим Городу, омываемым с трех сторон ЗИЛом.
Пока же можно расположиться у заводской ограды и рассмотреть здание столовой, открытой в мае 1930 года. Оно вытянутое, кирпичное, с большими окнами. Одной из «коротких» сторон примыкает к зданию общественных организаций, а другая «короткая» сторона, обращённая к нам, закруглена. На крыше размещен П-образный фонарь - надстройка, предназначенный как для освещения, так и для вентиляции. Заглянуть в окна не получается - столовая обнесена забором. Но фотографии внутреннего убранства показывают, что фермы крыши и фонаря опираются на ряд колонн, смещенных к периферии здания. Таким образом, по центру столовой остается большое ровное пространство под столы и столующихся.
Пока я изображаю из себя экскурсовода и пытаюсь на пальцах пояснить конструктивные особенности здания, Вам, наверное, уже надоело ждать рассказа о самой необычной детали окружающего пейзажа - о мосте! Да, смотрите, бетонный мост! Почему так? Да чтобы не гонять тысячи людей туда-сюда через проходные, через дорогу и железнодорожную ветку. Очень логичное решение - соединить заводскую территории и столовую бетонным мостиком довольно ажурной конструкции.
Ох уж этот мостик!.. Влекомые чувством голода работники АМО ни раз создавали на нем давку, огорчая работников охраны и давая пищу карикатуристам и журналистам заводской газеты!
И проблема была не только в ширине моста, а в загруженности фабрики-кухни. Постепенно ситуация улучшилась - заработали цеховые столовые. А как только территория Амовского шоссе перешла к заводу, необходимость в мостике и вовсе отпала. Но архитекторам, готовившим проекты второй реконстукции завода, он явно приглянулся.
По идеям Попова и Морозова, ЗИС должен был открываться городу большой площадью, переходившей в главную заводскую магистраль с фантами, а через площадь архитекторы готовы были перекинуть подвесной мост внушительных размеров...
Но это - уже другая история!.. И, вообще, как можно открыть Завод Городу?! Заборы, проходные, вахтеры - неотъемлемая часть жизни предприятия. Лично для меня пока не ясен пропускной режим столовой до ее объединения с заводской территорией. Очень возможно, что узкое место образовалось из-за наличия контролёра на мосту. Косвенно об этом говорят выставленные на аукционе пропуска в столовую и некие будки, хорошо заметные на старых фото.
Итак, фабрика-кухня работает, тысячи заводчан могут не задумываться о том, где и как пообедать, но хочется отметить одну особенность, бросившуюся мне в глаза при увеличении фотографии знаменитого Родченко: бардак, объедки на столах и одновременно с этим розы в вазе...
Культура приёма пищи придет в заводские столовые позже. В том числе и в месте с их техническим оснащением: заметьте, в кадре нет и привычных нам подносов. Их отсутствие компенсировалось штатом разносчиц и уборщиц.
Шли годы... Изменялся завод, постепенно менялась его центральная столовая и её посетители. К 50-м паспортная вместимость столовой была снижена почти вдвое, до 800 человек. Естественно, стало чище и уютнее даже без роз и пальм в кадках. Именно из тех времен родом заводская легенда, о том, что в столовой можно было выпить кружку разливного пива!.. И если пиво из продажи исчезло с приходом директора Бородина в 1963 году, то старая столовая вместе с колоннами, высоченным потолком и разносчицами просуществовала до 70-х годов. Именно на ее месте построили новую Центральную столовую. И это тоже другая история...