При производстве видео для бизнеса важно грамотно составлять сценарии. Данный процесс позволяет структурировать контент и подавать его более убедительно. Разработать качественный сценарий – это сложная задача даже для многих опытных маркетологов.
Ниже представлены правила и советы по составлению сценариев для видеороликов. Они позволят хорошо разобраться в этой теме даже новичкам, которые раньше не писали подобные тексты.
Пройдите нижеприведенный интенсивный курс по подготовке сценария для видеороликов! Вы поймете, зачем он нужен, из каких элементов он состоит, и как его правильно редактировать.
Что представляет собой сценарий для видеоролика?
Сценарием называется текст, в котором содержатся указания для тех, кто принимает участие в съемке. Также в нем приводится описание нюансов съемочного процесса, в том числе различных спецэффектов. Если сравнивать разработку ролика с передвижением поездов, то сценарием можно назвать рельсы, которые направляют состав по нужной траектории.
Назначение сценариев
Многие считают, что при видеосъемке вполне достаточно импровизировать. Но в этом случае вероятность максимальной эффективности крайне мала. Если подготовлен сценарий, в котором будут учтены все аспекты маркетинговых задач, то можно подать информацию очень лаконично и эффективно. При отсутствии сценария в видео будет не очень убедительный и плохо структурированный материал. К тому же, последующая обработка отснятого видео займет больше времени, так как придется вырезать паузы, неловкие моменты, а также выполнять монтаж таким образом, чтобы сохранить смысл ролика. Нужно помнить, что сейчас зрители очень требовательны к качеству подачи материала. Поэтому слабо организованный контент не будет пользоваться особой популярностью.
Чем более продуманным будет контент сообщения, тем более высокий интерес к видео будет у зрителей. В результате увеличится среднее время просмотра, а также будет больше комментариев и лайков. Соответственно, возрастет ценность видеоролика для алгоритмов YouTube, что позволит привлечь новых зрителей. А это, в свою очередь, повысит конверсию и количество переходов на целевую страницу.
Учить наизусть текст сценария необязательно. Для его чтения можно воспользоваться телесуфлером. Он позволяет транслировать сценарий таким образом, что вы будете видеть текст, а зрители – нет. Переживать по этому поводу не нужно, так как телесуфлерами пользуются даже профессиональные дикторы и актеры. Благодаря этому вы сможете избежать неловких ситуаций, когда предпринимаются попытки вспомнить дальнейший текст.
Правила создания сценария для маркетингового видео
Бриф
Он представляет собой обычный документ, в котором даны ответы на определенные вопросы. Например, какая тематика будущего видеоролика, какая главная задача видео, кто является целевой аудиторией. Ответы помогут подобрать правильное направление для написания текста.
План
Составление плана является очень важным шагом в подготовке сценария.
План может быть составлен по-разному. Но в большинстве случаев оптимальным будет классический вариант с подпунктами. Подобная структура позволяет бегло проанализировать список и понять, насколько логичной является структура видео, а также какие аспекты были упущены. Рекомендуется включать в план максимум 5 основных пунктов. В противном случае зрители могут быть перегружены большим количеством разнообразной информации.
Нужно понимать, что внести изменения в план намного легче, чем менять уже подготовленный сценарий. Поэтому проверяйте структуру еще на раннем этапе. Попробуйте на время отвлечься, чтобы затем оценить план свежим взглядом.
Диалог
После окончания разработки плана необходимо из подпунктов сделать полноценные предложения в форме диалога. Это позволит определиться со стилем речи, чтобы вы смогли говорить на языке своей целевой аудитории. Узнать, как говорит ваша аудитория, можно по отзывам и комментариям на страницах товаров, которые они покупают.
Крючок
Главной задачей крючка является мгновенное привлечение и удержание внимания зрителей. По принципу действия он должен работать как крючок для рыбалки. Когда рыба попадается, то ей уже сложно будет соскочить с крючка. Видео нужно тоже продумать, чтобы цепляющим текстом захватить внимание ваших зрителей на длительное время.
Различают прямой крючок и тот, который расположен в середине действия.
Сделать прямой крючок довольно легко. Достаточно объявить пользователям, что они смогут получить, если посмотрят данное видео. При этом нужно понимать отличия между телезрителями и пользователями интернет. Первая группа людей просто переключают каналы, надеясь найти увлекательную передачу. А вторая группа уже точно знает, что хочет увидеть в видео. Поэтому им с самого начала следует объявить, что они нашли искомую информацию, поэтому дальнейший поиск уже не нужен.
Крючок «в середине действия» работает по другому принципу. В начало видео стоит включить фрагмент наиболее захватывающего момента. Например, если видеоролик посвящен руководству о строительстве бассейна, то начать его можно с конечного результата. И тогда зрители будут заинтригованы: «Как можно получить такой результат? Я хочу тоже такой бассейн!». Теперь пользователи попались на крючок, поэтому будут смотреть видео дальше.
Рекомендуется крючок помещать на заставку видео. Это позволит пользователям сразу понять его тематику.
Вступление
Во вступление должен быть сам крючок, а также краткое описание сути видеоролика. Очень важно рассказать, чем зрителю это видео будет полезным. Задачей вступления является внести ясность для зрителей, что им следует ожидать во время просмотра.
Благодаря крючку и вступлению у зрителей просыпаются определенные эмоции. Далее нужно привести некоторые факты, которые укажут на то, что вы являетесь экспертом в данной теме. Рекомендуется представиться зрителям и рассказать про вашу деятельность.
Зрителей больше интересуют видео с авторитетными ведущими. Поэтому предоставьте им правдивую информацию о себе. Например, если вы работаете врачом, то акцентируйте внимание на вашем многолетнем стаже. Укрепить свой авторитет можно отзывами ваших пациентов. Если вы будете цитировать такие отзывы, то обязательно говорите, где живет пациент и кем он работает. Тогда зрители больше поверят в реальное существование этих людей.
О себе нужно рассказывать очень коротко. Зрители не хотят выслушивать длительный рассказ о вашей учебе и начале карьеры.
Не нужно терять темп взаимодействия со зрителями. Начинайте разговор сразу же после начала видео. Не нужно забывать, что не все ваши зрители могут хорошо разбираться в особенностях YouTube. Поэтому подсказывайте им, как можно подписаться на ваш канал, а также переходить по ссылкам.
Основной текст
После вступления рекомендуется предоставить зрителям ключевую информацию, ради которой они смотрят видеоролик. Говорить нужно простым языком. Это позволит привлечь максимальное количество зрителей.
Согласно плану у вас должно быть несколько ключевых пунктов, которые вы должны раскрыть в основном тексте. Говорить нужно убедительно. Часто зрители положительно воспринимают юмор или увлекательные эмоциональные рассказы.
В своей речи стоит приводить факты, жизненные примеры и достоверные аргументы. Даже если зрителям не будет интересна основная суть видео, то они могут запомнить смешную историю или захватывающую статистику.
Середина видеоролика
Ближе к середине видео зрители могут начать уставать. Поэтому нужно подумать, как их еще раз можно будет увлечь. Например, можно задать интересный вопрос, попросив дать свои ответы в комментариях. Вопрос должен быть простым, чтобы людям не пришлось писать длинные комментарии.
Призыв к действию
После основного рассказа нужно конвертировать пользователей в лиды. Для этого можно использовать кнопку призыва к действию. Если вы планируете сделать несколько подобных призывов, то они должны быть очень простыми, например, «Переходите на наш сайт», «Напишите комментарий» или «Подписаться на канал».
Хорошо работают призывы подписаться на страницу компании или автора видео в социальных сетях. Можно пригласить их в свой канал Telegram или оставить им свой e-mail. Благодаря этому зрители будут дальше с вами взаимодействовать. Но вы должны предложить им каналы коммуникации.
Завершение
В окончании видеоролика необходимо грамотно попрощаться со зрителями. Также нужно их поблагодарить за потраченное время. В вашей речи должна присутствовать искренность и доброжелательность. Это выделит ваше видео из множества других похожих роликов. Не забывайте, что завершение можно использовать для рекламирования своего бренда. Например, можно применять слоган, который пользователи станут использовать в своей повседневной жизни.
Форматирование сценария
После написания текста в сценарий нужно будет добавить еще некоторые элементы. Это визуальные и звуковые эффекты, различные вставки и описание ракурса съемки.
Существует множество способов форматирования сценариев. В том случае, когда ваш ролик будет напоминать полнометражный кинофильм или телевизионное шоу, то целесообразно реализовать стандартный сценарий для фильмов. Для этого нужно загрузить Final Draft или другую программу, позволяющую форматировать сценарии, разработанные для съемок художественных кинофильмов. Дело в том, что такие сценарии имеют определенную специфику. Например, должен применяться шрифт Courier. Но обычные маркетологи и блогеры могут не использовать сложные программы.
Различают 3 популярных формата, которые применяются в разработке сценариев. Это AV, VAG и Sequential flow. Первый вариант подойдет для интервью или обычного рассказа. Такой сценарий состоит из двух колонок. В одной приводится визуальная информация (видео), а в другой то, что зрители будут слышать.
Если планируется сложное видео с большим количеством графики, то оптимальным выбором будет формат VAG. В сценарии предусматриваются 3 колонки: для видео, аудио и графики.
При последовательном потоке отдельные колонки не предусматриваются. На странице просто выполняется последовательное перечисление того, что должно происходить во время съемки видео.
Заключение
С помощью вышеприведенных рекомендаций вы сможете подготовить качественный сценарий для своих видео. Вы узнали, что он из себя представляет, зачем он нужен, как грамотно его составить.
Не забывайте, какую пользу приносит ваша продукция целевой аудитории. Она решает определенные проблемы. Поэтому давайте своим зрителям то, в чем они нуждаются!