Найти в Дзене

Площадь Победы. Часть 2

Открытый конкурс на составление проекта застройки и реконструкции проспекта им. Сталина проводился в 1953 году, к участию в нём были привлечены ведущие ленинградские архитекторы. Разработка планировки и определение объёмно-пространственной характеристики въезда в город со стороны Москвы и Киева входили в число основных задач творческого соревнования. 

Всего на конкурс поступило 17 проектов и одно предложение, по его результатам были присуждены одна первая премия, две вторые и три третьи (забавно получилось, да). 

Итак, после жёсткой критики симметричной композиции площади, признанной совершенно нехарактерной для Ленинграда (смотри первую часть истории о Площади Победы), практически все премированные конкурсанты пошли по пути асимметрии – предложили по одному высотному акценту на въезде в город. 

-2
-3
Обратите внимание на триумфальную арку в левом нижнем углу эскиза. Это не что иное, как Московские ворота – авторы проекта предлагали восстановить их именно здесь (в 1936 году они были демонтированы при реконструкции Международного проспекта и восстановлены на историческом месте только в 1959–1960 гг.)
Обратите внимание на триумфальную арку в левом нижнем углу эскиза. Это не что иное, как Московские ворота – авторы проекта предлагали восстановить их именно здесь (в 1936 году они были демонтированы при реконструкции Международного проспекта и восстановлены на историческом месте только в 1959–1960 гг.)

Отличились только авторы проекта под девизом «XXXVI» – сделали отсылку к арке Главного штаба, с обеих сторон которой поставили две одинаковые башни.

-5
Девиз «Меридиан», 3-я премия, арх. Б. Н. Баныкин, А. Я. Гладких, И. С. Канторович и др.
Девиз «Меридиан», 3-я премия, арх. Б. Н. Баныкин, А. Я. Гладких, И. С. Канторович и др.

После выхода в свет 4 ноября 1955 года постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» ни один из этих проектов уже не мог быть реализован.

Время шло, а въезд в Ленинград со стороны Москвы и Киева так и оставался неоформленным. В конце 1950-х годов эта задача была поручена авторскому коллективу мастерской №6 института Ленпроект в составе архитекторов С. Б. Сперанского, В. С. Маслова, Вл. В. Попова, С. Л. Михайлова и Н. В. Каменского. Их проект и был осуществлён в натуре, однако с некоторыми изменениями. 

Согласно первоначальному плану, восточную сторону площади должен был занимать отель для автотуристов, рассчитанный на 400 мест и 100 автомашин, а западную – протяжённый восьмиэтажный жилой дом с магазинами в первом этаже. Рассмотреть их можно на следующих макетах. 

Перспектива
Перспектива

Однако застроены эти участки были только через 20 лет – на них появились ВНИИ «Электронстандарт» и гостиница «Пулковская». Кроме того, дома-пластины, расположенные у въезда на Московский проспект, в процессе проектирования и строительства «подросли» с 16-ти до 22-х этажей. 

ВНИИ «Электронстандарт» и Монумент героическим защитникам Ленинграда, 1990 год
ВНИИ «Электронстандарт» и Монумент героическим защитникам Ленинграда, 1990 год
-10

Важнейшим элементом площади Победы является монумент героическим защитникам Ленинграда. Его проекты я покажу вам в следующей публикации.