Наверно нет человека, ничего не знающего о ЗОМБИ. Сюжеты о зомби-апокалипсисе и живых трупах прочно вошли в современное искусство, будь то кино, игры и даже художественная литература. Но за более чем полвека существования многие ключевые аспекты данной тематики сильно трансформировались, подстраиваясь под зумеров современные реалии. Хорошо это или плохо? Попробуем разобраться.
Историческая справка
До всеобщей популярности термин «зомби» был неразрывно связан с культурой Вуду. Главной идеей было оживление колдуном недавно умершего человека с целью его дальнейшего использования в качестве послушного раба. Процесс этот называли «зомбирование», сейчас вместо колдунов этим занимается телевизор.
Существовало много «свидетельств» воскрешения людей колдунами, подтверждены они, соответственно, не были, а разгадка одна - оживления были постановочными, а реальные «зомби» на плантациях - обычными рабами, напичканными разного рода ядами и наркотиками. Но речь сейчас не о таких зомби...
Вечная классика
Итак, какие признаки зомби сразу приходят в голову при их упоминании?
Если ваше мнение сильно разнится с ниже описанным, примите как данность - вы школота, зумерок, ньюфаг и прочее, и прочее..
Ожившие трупы. Да, зомби - это ожившие тела ранее умерших людей. Не зараженные чем-то или одержимые люди, не мутанты, не жертвы экспериментов, не их результаты, а именно живые трупы .
Мясное безумие. Единственная цель любого зомби - еда, много еды! Непонятно (да и не столь важно) почему они так хотят есть, но точно известно, что лучший деликатес для голодного мертвеца - его живой собрат. Будь всегда на чеку - зомби просто мечтает укусить тебя за мясистую ляжку.
Тупые и неповоротливые. Типичный зомби - существо, способное лишь на пустое беспорядочное передвижение по округе в поисках свежего (и не очень) мяса. Полусгнившее тело с трудом поддаётся контролю, в зависимости от степени физических повреждений зомби может нерасторопно, виляя и спотыкаясь идти к своей цели на манер твоего бати после пары литров охоты крепкой, либо лежать на земле, судорожно дергая последними сохранившимися пальцами.
Попробуй укуси. Зомби смог подкрасться и попробовать тебя на вкус? У меня плохие новости - скоро одним зомби станет больше. Попробуй срочно избавиться от укушенной части тела - вдруг поможет.
Бей в голову! Повреждение головы (остатков мозга) всегда убивает зомби. Всегда! Если зомби не умер - ты бьешь как девчонка или стреляешь как имперский штурмовик.
В чем же причина? Причин появления зомби может быть множество, начиная с черной пантеры магии и заканчивая убервирусами, способными реанимировать мертвые клетки.
"Отцом" таких зомби стал неизвестный разве что твоей бабушке, великий и ужасный Джордж Ромеро . Его "Ночь живых мертвецов" стала отправной точкой зомби-фильмов и установила канон на много лет вперед. «Ночью», естественно, все не ограничилось и мертвецы встретили «Рассвет», хорошо провели «День», вдоволь находились по «Земле», завели свои "Дневники" и поборолись за своё «Выживание».
Примечание для тех, кто не в теме (как там в тиктоке, посоны?): Рассвет мертвецов (1978), День мертвецов (1985), Земля мертвых (2005), Дневники мертвецов (2007), Выживание мертвецов (2009)
В 2017 году Ромеро покинул этот бренный мир, но наследие его живо и, будем надеяться, никогда не умрет. В 1990 году Мертвецы омолодились благодаря ремейку первого фильма, снятому талантливейшим постановщиком спецэффектов, режиссером Сексмашиной Томом Савини по сценарию самого Джорджа Ромеро . Сказать, что кино вышло отличным - значит ничего не сказать. Мы получили один из лучших фильмов про зомби со времен оригинальной "Ночи". И если фильм 68 года еще можно назвать устаревшим, то ремейк отлично смотрится даже 30 лет спустя (30 лет? где моя пенсия, черти? ), оставляя в стороне эти ваши новомодные помои с Бредом Питтом далеко позади. И все благодаря отличной постановке, шикарным практичным спецэффектам, хорошему сценарию и Той самой Атмосфере, за которую мы любим фильмы 80-90х.
Отдельной темы заслуживают итальянские фильмы ужасов про зомби, а особенно картина легендарного мастера гуро Лючио Фульчи “Зомби 2”, способная своим брутальным реализмом вызвать рвотные рефлексы даже у поклонников творчества Моргенштерна самых стойких.
С играми в 90х тоже было все хорошо: серия Resident Evil показала нам классических зомби, привязав апокалипсис к утечке вируса, но оставив самих трупов в своем каноничном виде. Именно благодаря Резиденту и его продолжениям (в первую очередь 2 и 3 части) зомби плотно засели в игровой индустрии.
Казалось бы, зомби-жанр переродился, и впереди нас должны были ждать ремейки следующих творений Ромеро и куча вдохновленных ей фильмов и игр? Если бы все было так просто...
Начало конца
Многие годы зомби ровным строем ковыляли по нашим экранам и мониторам, пока один гражданин по имени Дэнни Бойл не решил, что идея стара и срочно нужно что-то менять. И поменял-таки. С его подачи восставшие из мертвых ходячие трупы превратились в людей, зараженных вирусом, напоминающим бешенство, задорно бегающих и прыгающих по улицам в поисках жертвы.
Новоиспеченные "зараженные" (название, кстати, прижилось) хомячкам понравились и в последующие годы посыпалась куча фильмов "с зомбаками" по новому, чтоб его, канону. Даже Зак Снайдер , на чьи плечи была возложена важная задача по созданию ремейка ромеровского "Рассвета мертвецов", не устоял и тоже привнес в свой фильм последователей Усейна Болта. С шикарнейшей "Ночью живых мертвецов" Тома Савини такое "продолжение" не шло ни в какое сравнение. Sad but True . С играми тоже все стало не так гладко. Resident Evil 4 поменял зомби на колхозников, зараженных мегаглистами, вышедший позднее Left for Dead еще сильнее укоренил образ "скоростного зараженного зомби", породив тонну последователей. Дальше - больше. Зомби научились разговаривать, пользоваться техникой и оружием... Стали выходить романтические фильмы про зомби, детективные сериалы с зомби в главной роли... Так сформировался новый "канон":
Пандемия. Страшный короно вирус стал причиной превращения людей в зомби "зараженных", которые порой сохраняют способности думать и общаться между собой.
Нет спасения. "Зараженные" - сильные, быстрые и смертоносные существа, способные ломать двери, запрыгивать в окна, бежать за тобой, сквозь любое преграды, пока ты не выдохнешься. Спастись от них практически невозможно, особенно если их целая...
"Стая" . Да, теперь их не много, а Очень Много, целая толпа разъяренных убийц, каждый из которых имеет золотой значок ГТО и олимпийский титул в беге на короткие дистанции. Догонят тебя даже за многометровой стеной, просто перепрыгнув ее по куче своих собратьев или карабкаясь по отвесным уклонам.
Мутанты. Если людей заразил вирус, то почему бы некоторым из них (победителям генетической лотереи) не мутировать под его действием, отрастив себе новых органов или получив несколько имбовых способностей?
Опционально вы можете вылечить "зомби" противоядием или стать "зомби", сохранив свое сознание.
Парадоксально, но живые трупы начали умирать..
Ложка меда
Несмотря на “новые тенденции”, следовать им решили не все. В 2003 году свет увидела серия комиксов “Ходячие мертвецы” за авторством Роберта Киркмана и Тома Мура , всецело посвященная выживанию группы "счастливчиков" в мире, не пережившем зомби-апокалипсис. Значительная часть данного произведения посвящена сложным взаимоотношениям выживших людей в условиях, когда привычные устои ломаются и они оказываются перед сложными моральными (и не только) дилеммами буквально каждый день. Социальная драма в декорациях фильма ужасов, самые настоящие зомби прилагаются. В 2010 году по графическому роману был выпущен сериал, вобравший в себя все лучшее от первоисточника: отличную атмосферу зомби-апокалипсиса, запутанный и непредсказуемый сюжет и качественную драму. Несмотря на то, что и Ромеро уделял человеческим взаимоотношения значимую роль в своих работах, "Ходячие" смогли вывести это на качественно новый уровень.
На консолях и ПК те самые зомби™ живы за счет обновлений классических частей Resident Evil. Первая часть получила отличный ремейк (а позже и его HD-ремастер), сохранивший идеи и механики оригинала на 99,9%. Вторая и третья часть были переработаны намного сильнее, но дух любимых всеми RE2 и RE: Nemesis был бережно перенесен в новые, более динамичные версии. Оглушительный успех Resident Evil 2 Remake подтвердил, что произведения с олдскульными зомби до сих пор популярны и востребованы у игроков.
Что нас ждет дальше?
Классический, теплый ламповый образ зомби в наше время был сильно искалечен в угоду новым тенденциям, однако не убит полностью. Произведения о зомби по классическому канону продолжают выходить, пусть и не в таком количестве как раньше. Ремейки старых игр тоже сохраняют классику неизменной. Но, возможно, это лишь дань уважения шедеврам прошлого или банальная попытка нажиться на ностальгирующих “стариках”. Даже если в будущем мы и не увидим классических зомби, никто не отнимет у нас тот огромный пласт контента, собравшийся за полвека популярности живых трупов. И это чертовски хорошо.
Не пропускай новые статьи! Подпишись на канал , будь мужиком, блеать!