Ответственность - очень широкое понятие. В философии и религии она может рассматриваться как добродетель, качество личности, которое позволяет человеку принять себя и изменить.
В психологии ее могут рассматривать как способность личности, которая представляется в виде формы контроля человека над собственной деятельностью.
Многие родители и педагоги твердят о воспитании чувства ответственности, но какие именно аспекты нужно затрагивать и что развивать, дабы научить другого/себя ответственности?
Основная проблема
Человек, неспособный принять ответственность за свои поступки, жизнь, потребности, склонен к неврозам.
Если простым языком - то каждый раз, не принимая ту самую ответственность - человек тратит огромное количество ресурсов, эмоций и мыслей на то, чтобы избежать ее, тем самым подвергая себя и свою психику испытаниями на прочность.
"Это не я такой, а жизнь/общество вокруг злые и непригодные. Что я то могу с этим поделать то, при чем тут вообще я?" - говорит человек, неспособный принять ответственность за себя и свою жизнь. В его представлении он ничего не решает, не может решить. Таким образом, находясь в состоянии "беспомощности", без стимула и "пищи", он лишь усугубляет свои установки и эмоциональный фон. А выдумывание причин - это лишнее потребление ресурсов. А если при этом причинами выставлять других людей, можно еще и нарушить свои социальные связи.
Виды безответственности
- Перекладывание - не принимая ответственность за себя, человек возлагает ее на другого. "Я бы и справился, если бы начальник над душой не стоял!", "Если бы ребята ко мне лучше относились, то я бы не вел так себя."
- Уход, побег - целенаправленный и осознанный уход от ответственности, через оправдания, отговорки или ложь. "Если бы.... то я бы...!", "Так вышло, потому что сначала одно, потому другое, не поверите!"
- Страх - неспособность не только принять ответственность, но и совершить действие, которое зависит только от тебя. "Не могу собраться, не хватает сил на это", "Лучше не буду этого делать, что люди то скажут/подумают?", "А вдруг он/она меня потом предаст?"
Чтобы понять, несете ли вы ответственность в данный момент, достаточно задать себе вопрос - "Если бы я вмешался/сделал ход/совершил поступок сейчас - изменилась бы ситуация и ее исход?". Если ответ положительный, то да, ваша доля ответственности в происходящем есть.
Об ответственности
Условно развитие личности можно разделить на инфантильную-зрелую. Считается, что одним из компонентов зрелой, здоровой личности является способность принимать ответственность.
Но всегда нужно помнить о "золотой середине", не переступать грань, беря на себя чужую ответственность. Ведь в нашей жизни существует много людей, которые также влияют/не влияют на события. Нужно понимать, где заканчивается моя ответственность и начинается чужая.
В ином случае можно стать эдакой жертвой, принимающей ответственность за всю Вселенную, что не по силам человеку.
Рекомендации
1. Плюсы и минусы. Расписать для себя плюсы и минусы положительного и отрицательного(гипотетических) исхода событий. В каком случае плюсы и минусы устраивают вас и ваши потребности больше?
2. Расстановка приоритетов. Задать себе вопрос - стоит ли сейчас брать/отвергать ответственность в данный момент? Быть может, как бы тяжело или страшно сейчас не было, рискнуть и взять ответственность - сейчас лучший вариант?
3. Ошибки - как опыт, выявление верного пути. Рассмотреть неудачи, ошибки, как неверную гипотезу, отклоняя которую, мы видим правильный вариант. Задуматься - чему же я научился после произошедшего и как это можно использовать?
4. Поиск социальной поддержки. Почему нет? Близкие люди, или те, кто уже сталкивался с похожей на вашу ситуацию, всегда могут поделить своим мнение, подсказать или направить, принять или выровнять ваш эмоциональный фон.
5. Осознание "Кто я?" и своих потребностей. Для чего вы здесь? К каким исходам в вашей жизни вы стремитесь? Какие мечты и цели преследуете? Понимание и знание о самом себе позволяют легче и лучше видеть себя в определенной, конкретной ситуации.