Проблема состоит в том, что мы действительно не исследуем идеологии, которые сопровождают эти технологии. Как, например, новые технологии совпадают с путями, которыми мы все более и более контролируем и измеряем школьников? Как новые технологии навязывают и укрепляют ценности конкуренции, индивидуализма и надзора? Как новые технологии изменяют способы узнавания и даже привязанности к определенным брендам в классе? Как новые технологии – и настойчивость, что мы должны купить их, мы должны использовать их – помогают перенаправить цель школы от гражданских в сторону целей, которые определяются рынком вакансий? Как сами новые технологии рассматривают школьников как коммерческий продукт?
Образовательные технологии 2016 года отличаются от образовательных технологий 1916 года. Деньги имеют значение. Но то, что говорят влиятельные люди об образовании и технологии, может быть, имеет еще больше значение.
Audrey Watters
Идеология это система выраженных идей, которая отражает интересы, взгляды и идеалы различных субъектов — классов, наций, общества, политических партий, общественных движений, сообществ.
Если идеология предлагает проекты устройства порядка общества и действует в этом направлении, то это уже политическая идеология, которая борется за распределение власти.
Развитие человеческих сообществ происходит через формирование, практику и передачу, иногда навязывание через общественное мнение системы взглядов, набора ценностей. Составляемый словарь ценностей насчитывает несколько тысяч понятий (больше 3 тысяч), которые характеризуют ценности человека. Среди них есть характеризуемые условно как конструктивные, так и деструктивные для общества.
В развитии человека, сообществ, человечества возникают трудности и проблемы. Эти проблемы требуют решения, которые решаются с применением разработанных ранее или инновационных технологий.
Технологии это множество методов и инструментов для достижения желаемого результата, для решения практических задач, включают в себя способы работы, их режимы, последовательность действий субъектов.
Под технологиями в образовании обычно понимается набор проектов, практик, навыков, методов с использованием продуктов, инструментов, сред, сервисов, платформ, систем, комплексов для формирования системы знаний, навыков, компетенций и осуществления процессов в обучении и образовании (организация, управление, коммуникации, преподавание, оценивание, использование).
В последние года возникает целый набор таких инновационных практик и тенденций по использованию технологических продуктов в образовании, которых насчитывается больше сотни и которые развиваются и экспериментально внедряются во многих сообществах.
Такие технологии на практике не одинаково (возможно не нейтрально) относятся к разным ценностям, не нейтрально поддерживают передачу тех или иных ценностей. Поэтому можно на основании исследований и пилотных внедрений новых технологий оценить наборы ценностей которые поддерживаются теми или иными технологиями. Или даже определить вновь возникающие понятия и ценности, которые не присутствовали в обществе до этого.
- Например, онлайн-обучение отвечает больше выражению интересов самих учащихся, а не подходу, где в центре обучения находится учитель.
- Например, освоение новых технологий, требующие инвестиций в инструменты, сервисы и инфраструктуру, более доступно семьям с большим достатком и без помощи общества ведет к увеличению разрыва между богатыми и бедными прослойками.
- Исследователи высказывают опасения по поводу алгоритмического смещения в инструментах онлайн-курса. Система распознавания лиц дают больше ложных совпадений на фотографиях чернокожих, чем белых сверстников.
- Персонализация с неизбежностью ставить вопрос о конфиденциальности учащихся и требует сбора данных, а также алгоритмов и аналитики. Акцент делается на исправлении людей, а не на исправлении социальных структур. Он уделяет первоочередное внимание разработке вмешательств, направленных на изменение поведения, чтобы люди действовали максимально оптимально в соответствии с новыми поведенческими и психологическими нормами в противовес персональной системе ценностей человека.
- Платформы системы управления обучением и информационные системы для учащихся, в основном определяют, как взаимодействуют преподаватели, студенты и администраторы. Они определяют, как мы понимаем «обучение». Они определяют, что важно и что не важно.
- Платформы социальных сетей (также используемые в обучении) глубоко проникли в механику повседневной жизни, оказывая влияние на неформальное взаимодействие людей, а также на институциональные структуры и профессиональные распорядки. Социальные сети не являются нейтральной платформой для всех, они изменили условия и правила социального взаимодействия.
Успешность или неуспешность внедрения той или иной новой технологии в образовании существенно зависит от степени соответствия решаемой обучением проблемы приоритетным проблемам, стоящими перед конкретным человеком-сообществом-обществом. Гипотеза состоит в том, что успешность внедрения также зависит от соответствия набору ценностей поддерживаемых (можно условно сказать присущих) новой технологией тому набору ценностей, которые характеризуют сообщество, куда внедряется технология. Можно пытаться подобрать сообщество, которое наиболее близко к предлагаемому технологией набору ценностей. Или необходимы предварительные (параллельные) мероприятия, действия, затраты (маркетинговые, пропагандистские, политтехнологические) по трансформации набора ценностей сообщества с включением тех новых для данного сообщества ценностей, которые несут новые технологии.
На протяжении всей своей истории сторонники edtech добивались положительных результатов, продвигая оптимистичную риторику, несмотря на имеющиеся эмпирические данные о результатах и документацию о неудачах.
Несмотря на это, edtech продолжает набирать обороты как решение проблем, стоящих перед образованием.
Почему? Почему существует такой большой интерес к образовательным технологиям, когда многие из его практик противоречат исследованиям, истории и теориям академических исследований образовательных технологий?
Этот рост широкого интереса к образовательным технологиям является идеологическим феноменом, подкрепленным вкладами в этот интерес со стороны технологических гигантов и инвесторов. Ответов здесь несколько, и прежде всего в том, что edtech это достаточно новая сфера технологий, которая должна пройти период экспериментирования на неудачах и ошибках, как и все новое, что внедрялось в истории человечества.
- это ответ на рост цен на высшее образование;
- это сдвиг в политической мысли от государственного надзора к децентрализованному свободному рыночному надзору за образованием;
- это вера в то, что образование, как и обучение, - это продукт, который нужно упаковать, автоматизировать и доставить;
- это техноцентрическая вера в то, что технология - это решение опасностей, с которыми сталкивается образование.
Все это элементы системы ценностей (если угодно веры) для определенного класса техно предпринимателей, для которых эти ценности приобретают практический смысл, так как они находятся внутри этой системы и видят рост спроса на свои виды деятельности.
Можно дать следующие рекомендации для свидетелей такой веры.
- Образовательные программы должны способствовать пониманию идеологического, социального, политического и экономического контекста, окружающего использование этих технологий. Нельзя игнорировать тот факт, что эта технология не является нейтральной с политической или идеологической точки зрения.
- Необходимо информировать и просвещать предпринимателей, стремящихся создать edtech, по основам преподавания и обучения: теории, педагогике и новым тенденциям в исследованиях.
- Преодолеть предпринимателям разрыв между своей практикой и существующими академическими исследованиями в сфере образовательных технологий. Академическим исследователям также стоит обратить внимание на науку в edtech, идти к предпринимателям и взаимодействовать с ними.
Образовательные технологии, по-видимому, движимы набором ценностей, ориентированных на улучшение образования. Но это не исключает, что они также служат для поддержки и узаконивания более широкого доминирования определенных идеологических интересов .
Не удивительно, что многие участники, относящиеся к другим наборам и системам идеологических ценностей « боятся этой новой нормы, того, что она на самом деле может означать для преподавания, обучения и финансирования образования ».