Почему у нас сложилось впечатление, что евреи учат детей играть на скрипке? Наверное, из-за фильмов. В них очень часто показывают какую-нибудь еврейскую семью, в которой настоящая такая еврейская мама (тут возможны варианты родственников) строго выговаривает отпрыску: "Моня, перестань делать мне нервы! Возьми-таки в руки скрипку!"
Клише? Да, без сомнения. Но какая-то доля правды в этом есть)
У каждого народа есть свой музыкальный инструмент, с которым его ассоциируют - у японцев сямисэн, у шотландцев волынка, у кубинцев бонго, у русских балалайка. Еврейскому народу досталась скрипка.
Некоторые связывают это с картинами Марка Шагала и появлением (а после и его экранизацией) мюзикла "Скрипач на крыше".
Более вероятна и популярна версия, основанная на истории еврейского народа. После уничтожения Иудейского царства (еще до нашей эры) и до 1948 года история евреев - это история народа, не имеющего своей страны, зато имеющего свою религию, жизненную философию и веру в собственную исключительность. Бежать, спасая собственные жизни, с контрабасом или роялем на плечах было бы просто невозможно. А вот небольшой музыкальный инструмент мог стать на новом месте первым источником заработка. Это было жизненно необходимое ремесло.
Еврейская музыкальная культура берет свое начало еще во времена первых поселений в Эрец-Исраэль. Изображения музыкальных инструментов той эпохи сохранились на монетах и печатях, найденных при раскопках. Музыка сопровождала людей на всех этапах жизни - от рождения до похорон.
Как записано в одной еврейской легенде, музыка — это путь к пониманию сокровенных смыслов Торы. И жизнь, и смерть подвластны ее могуществу.
Примерно в средневековой Европе появились первые странствующие еврейские ансамбли. Их называли клезмеры ("кле-земер" - музыкальный инструмент - ивр.). Понравившиеся мелодии они запоминали на слух и часто импровизировали, вплетая в свою музыку местные мотивы. А инструменты в ансамблях были такими, чтобы можно было нести в руках или перекинуть на ремне через плечо. Единственным днем, когда они не играли на инструментах, а только пели была суббота.
Основным занятием клезмеров было сопровождение еврейских праздников, и в первую очередь - обряда еврейской свадьбы. До сих пор в Израиле ни одна свадьба не проходит без их ансамбля.
Время с середины ХIХ до начала ХХ века считается расцветом клезмерских коллективов - эта танцевальная музыка стала популярна не только в еврейской среде. Сформировался более-менее классический состав инструментов - скрипка, кларнет, виолончель и цимбалы. А в прошлом веке народная еврейская музыка официально стала называться клезмерской.
После Второй мировой войны возрождение народной музыки и народной культуры началось в еврейских общинах в США. Потомки эмигрантов образовывали "клезмер-бэнды", и даже появились "клез-кемпы" - что-то вроде наших фестивалей бардовской песни, куда все желающие могли приехать послушать, выступить или научиться играть. Из США в восьмидесятые годы прошлого века начался "еврейский Ренессанс".
В наши дни клезмерская музыка - особенный музыкальный жанр. С каждым годом он набирает всё большую популярность. По всему миру проходят большие концерты, семинары, фестивали. Но, наверное, самый атмосферный всё-таки в Израиле.
С 1988 года в городе Цфат, самом мистическом городе Израиля, знаменитом своими сине-белыми домами и многочисленными мастерскими людей искусства, каждый август проводятся фестивали клезмерской музыки. Сюда съезжаются музыканты со всего мира и три дня на нескольких сценах идут выступления.
Для многих израильтян клезмерская музыка - это не просто музыка. Так звучит душа Израиля...
Если понравилась статья - ставьте 👍🏻
Добавить автору на новые кеды - 4276 5500 1565 7318 Сбер