Самозанятость становится все популярнее. Этому способствуют технологичные решения для тех, кто работает на себя в таком статусе, — например, сервис СберУслуги. Одним людям он помогает быстро и безопасно заключать сделки с заказчиками, а другим — находить исполнителей для самых разных услуг: уборки, доставки, репетиторства и многого другого.
ЮKassa тоже не стоит в стороне — с ее помощью самозанятые могут принимать онлайн-оплату от клиентов. В 2020 году количество тех, кто это делает, выросло в 6,4 раза по сравнению с 2019 годом. А еще мы выяснили, какие сферы самозанятости становятся самыми востребованными в сезонные праздники и подкрепили это живыми кейсами на примере конкретного праздника. Кстати, с прошедшим 14 февраля — и с интересным чтением.
👩🏻💻Что заказывают, где и кто 👨🏼💻
В этом году перед Днем всех влюбленных — с 1 по 14 февраля — люди чаще всего искали на сервисе СберУслуги мастеров массажа. Спрос на их услуги вырос на 30% по сравнению со спросом в предыдущий месяц.
Наиболее активно за услугами самозанятых через СберУслуги обращаются те, кому 25-40 лет и кто живет в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани.
По подсчетам аналитиков сервиса, помощь самозанятых помогает экономить одному пользователю в среднем 29 часов личного времени в месяц — и он платит за это в среднем по 8600 рублей ежемесячно. Обычно люди выбирают по три услуги — уборку 2 раза в месяц, доставку продуктов 2-3 раза в неделю и вызов няни — тоже 2-3 раза в неделю.
🙋🏻♂️Как становятся самозанятыми 🙋🏻♀️
Теперь от цифр — к людям, с которыми мы поговорили об их собственном бизнесе и влиянии на него праздников, например, Дня святого Валентина. Все они работают в Москве и имеют официальный статус самозанятости, но каждый выбрал этот налоговый режим по разным причинам. Мы брали во внимание самозанятых, чей бизнес ассоциируется с праздничными подарками: выпечкой и цветами.
Сергей Дубачев, основатель кондитерской « Капкеечная №1», сказал, что перейти на самозанятость его вынудил локдаун 2020.
Еще в конце марта прошлого года ему пришлось распустить штат сотрудников и закрыть ИП.
Это был конец одной эпохи и начало другой. В мае мы с партнером получили статус самозанятости для одного из нас и стали работать вдвоем. Этот режим — просто сказка, особенно после ИП. Никакой бухгалтерии, сдачи отчетности, сертификации товаров и многого другого. Сейчас мы уже оба самозанятые, планируем снова расширяться и нанимать сотрудников.
У Натальи Князевой, основательницы цветочной мастерской My Little Green , причина перехода на самозанятость была не такой экстремальной.
Все очень просто. ИП каждый год должен платить страховой взнос — сейчас это 42 000 рублей. Мой бизнес пока слишком маленький, я не могу позволить себе такие платежи, поэтому и работаю в статусе самозанятости. Хотя уже подумываю о переходе на ИП, потому что многие юрлица не готовы сотрудничать с самозанятыми.
Виктория Мойса, основательница кондитерской для правильного питания I Cake You , выбрала самозанятость тоже просто потому, что это выгодно.
Наша компания еще совсем молодая. Для нас главные плюсы в самозанятости — это меньший налог и простая регистрация. Но мы не держимся за этот режим. Если для дальнейшего развития понадобится перейти на ИП — сразу сделаем это.
🐣Как создавали бизнес и как развивают🐥
Сергей Дубачев рассказал, что идея создать собственный бизнес пришла к нему в 2013 году — во время отдыха в Хельсинки.
Когда вернулся в Москву, он основал «Капкеечную», правда, сначала она называлась Cupcakes D&S. Тогда капкейки они делали сами дома и продавали через соцсети.
Стартового капитала не было — трудностей тоже. Покупатели сразу полюбили нас, начали расхваливать капкейки, просили сделать торты и другие десерты. Мы стали быстро расти. Затем бросили каждый свою основную работу и открыли ИП. Тогда-то и появилась знаменитая «Капкеечная №1». Слово мы придумали, но теперь оно вошло в обиход у москвичей — и не только.
Сергей считает, что самый успешный способ продвижения для его бизнеса — это контекстная реклама через Google Ads и Яндекс.Директ. Реклама в соцсетях тоже достаточно эффективна.
Собственное дело Натальи Князевой в буквальном смысле выросло из любви к цветам.
Название мастерской My Little Green она сама переводит так: мой маленький зеленый мир.
Люблю цветы. Эта любовь пришла внезапно и оказалась такой сильной, что сейчас я даже выращиваю сезонные цветы. Правда, пока в очень небольших количествах. У меня не было стартового капитала, да и сейчас огромных сумм тоже нет: бизнес пока совсем небольшой. Букеты для мастерской я создаю сама — и о расширении бизнеса на другие города пока не думаю: мои цветы просто не доедут туда из Москвы. Возможно, в будущем дело расширится, но пока главная задача — закрепиться в столице. И помогает мне в этом реклама через Instagram.
Идея о создании кондитерской для правильного питания пришла Виктории Мойса тоже не случайно.
Она сторонница такого питания и в то же время любит сладости. Кондитерская I Cake You совместила в себе полезное с приятным.
В здоровом теле здоровый дух — и здоровая еда. Я заинтересовалась правильным питанием еще задолго до открытия нашей кондитерской, но было одно «но» — любовь к сладкому. К счастью, в наше время есть много альтернатив не очень полезным сладостям — мы решили предлагать людям именно такую продукцию, так наша кондитерская и появилась. Мы открылись в феврале 2020, и с этим не было проблем. Мы сразу знали, что хотим и чего ожидать, заранее тщательно подготовились и запустились.
Виктория говорит, что у кондитерской есть сайт и профиль в Instagram. Сайт она продвигает с помощью поисковой рекламы и SEO-запросов, еще старается развивать аккаунт на Яндекс.Кью.
В Instagram иногда тоже дает рекламу. Но для привлечения новых клиентов лучше всего работает сарафанное радио, а превращать их в постоянных покупателей помогает высокое качество продукции.
🧦Как праздники влияют на бизнес 🌷
Сергей Дубачев рассказывает, что продажи в «Капкеечной №1» сильно зависят от праздников.
Кондитерская ориентируется прежде всего на массовые заказы от корпоративных покупателей: проще и выгоднее выполнить заказ на 200 капкейков, чем, например, на 6. Раньше компании часто делали такие заказы — например, к корпоративным праздникам. Теперь все иначе.
Обычно к 14 и 23 февраля мы уже завалены корпоративными заказами, но в этом году — нет. Надеюсь, скоро многие компании снова перейдут с удаленного формата работы на офисный — и опять станут отмечать календарные и корпоративные праздники.
Сергей считает, что рост продаж в его кондитерской не зависит от особенностей праздника. Будь то День влюбленных или Международный женский день — число заказов обычно все равно увеличивается. Еще он полагает, что на рост влияет то, что «Капкеечная №1» не отклоняет большие срочные заказы, которые клиенты делают за 3-5 дней до праздника, — в отличие от других кондитерских.
Без цветочных букетов не обходится ни одно торжество, поэтому в праздничные периоды в цветочной мастерской My Little Green у Натальи Князевой всегда полно заказов.
К 14 февраля число заказов у нас традиционно возрастает. Но к 8 марта спрос на букеты увеличивается гораздо сильнее — и все хотят, конечно, тюльпаны.
А вот Виктория Мойса готовится к праздникам заранее — с помощью предзаказов в кондитерской I Cake You. В праздничные периоды спрос на продукцию увеличивается, но кондитерская не поднимает цены — наоборот, делает скидки.
В праздники и перед ними спрос увеличивается в 1,5-2 раза. 14 февраля не исключение, хотя для нас в 2021 году это был первый День влюбленных. Мы даже готовили к нему специальные десерты в виде сердечек. Вообще, мы стараемся учитывать пожелания клиентов по тому, как должны выглядеть наши десерты. А вот рецепты не меняем, потому что, к примеру, сахара на нашей кухне просто нет. У нас в приоритете — ягоды, орехи, печенье и шоколад без сахара. И еще — скидки во время праздников: нам не трудно, а клиенту приятно.
🛍Как работают с клиентами в онлайне📱
Сергей Дубачев рассказывает, что «Капкеечная №1» подключилась к ЮKassa четыре года назад.
Все это время сервис помогает принимать оплату от клиентов на сайте.
Чаще всего наши клиенты платят банковскими картами. Выставление счетов со ссылкой на страницу оплаты тоже стало востребованным способом расчета у наших покупателей.
Наталья Князева подключила свою цветочную мастерскую к ЮKassa в прошлом году.
Если не ошибаюсь, кроме ЮKassa, тогда еще никто не работал с самозанятыми по приему платежей. Но я выбрала этот сервис не только поэтому — к нему легко подключиться, им удобно пользоваться, и есть разные способы приема оплаты. Самый популярный метод расчета у нас — это выставление электронных счетов.
Виктория Мойса говорит, что не раздумывала долго над тем, какой сервис выбрать для приема оплаты в собственной кондитерской.
ЮKassa — отличное решение, которое официально доступно самозанятым. С ее помощью мы принимаем оплату на сайте — для наших клиентов это самый удобный и популярный метод.
Резюме ☝️
Самозанятость уже стала трендом, который будет развиваться и дальше. Об этом говорят как статистические цифры, так и конкретные кейсы. Пока самозанятость особенно популярна в городах-миллионниках, но со временем придет и в другие регионы.
Для некоторых самозанятость — это способ сохранить бизнес с переходом на меньшие налоги. Для других — это простой формат, с которого удобно начать свое дело. В любом случае для успешного развития бизнеса в статусе самозанятости нужно активно работать в онлайне. Это касается как продвижения услуг или товаров, так и приема платежей.
Подключитесь к ЮKassa — и принимайте оплату от клиентов любыми удобными способами. И не забудьте зарегистрироваться на СберУслугах — праздники праздниками, но люди всё больше делегируют повседневные дела и в будни.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы первыми узнавать о новостях ЮKassa и полезных кейсах для предпринимателей.