Найти тему
Ильинична в Дзене

ВО БЛАГО РУССКОЙ МУЗЫКИ

К 185-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ МИТРОФАНА БЕЛЯЕВА

22 февраля исполняется 185 лет со дня рождения Митрофана Петровича Беляева , промышленника, нотоиздателя и мецената, который прославился в истории отечественного музыкального искусства как горячий поклонник современной русской музыки. Митрофан Беляев принадлежал к купеческому сословию; он родился в семье известного петербургского лесопромышленника Петра Абрамовича Беляева, мать происходила из обрусевшей шведской семьи. Беляев получил домашнее музыкальное образование: с девяти лет он играл на скрипке и фортепиано, с четырнадцати — участвовал в квартетных вечерах. В молодые годы, находясь по делам отца в Архангельске, Митрофан Петрович организовал любительский музыкальный кружок , где исполнял партии второй скрипки.

М.П. Беляев. Фото. Дрезден, 1900–1902
М.П. Беляев. Фото. Дрезден, 1900–1902

В 1884 году Митрофан Беляев оставил предпринимательскую деятельность и занялся исключительно музыкальной благотворительностью. В своем доме в Петербурге Беляев собрал музыкальный кружок «Беляевские пятницы» , постоянными участниками которого были Николай Римский-Корсаков, Анатолий Лядов, Александр Глазунов, а частыми посетителями — Пётр Чайковский, Цезарь Кюи, Александр Бородин. Митрофан Беляев лично принимал участие в концертах камерной музыки, играя в квартетах.

Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста». Опера в 3-х действиях. Содержание заимствовано из драмы Л. Мея; дополнительные сцены написаны И. Тюменевым. – [Клавир]. - Лейпциг : Беляев, 1898–1902
Н.А. Римский-Корсаков «Царская невеста». Опера в 3-х действиях. Содержание заимствовано из драмы Л. Мея; дополнительные сцены написаны И. Тюменевым. – [Клавир]. - Лейпциг : Беляев, 1898–1902

На средства Митрофана Петровича с 1885 года в зале Дворянского собрания устраивались ежегодные Русские квартетные концерты. Их постоянный дирижёр Николай Римский-Корсаков включал в программу концертов сочинения петербургских и московских композиторов: Михаила Глинки, Александра Даргомыжского, Сергея Рахманинова, Сергея Танеева, Александра Скрябина.

Для пропаганды сочинений русских композиторов Митрофан Беляев финансировал их исполнение в камерных и симфонических концертах. С этой же целью он основал собственное музыкальное издательство в Лейпциге , которое занималось публикацией опер, симфоний и камерных сочинений русских композиторов, причём особенное внимание уделялось художественному оформлению нотных обложек. К оформлению клавиров и партитур привлекались знаменитые художники. Эти издания были сравнительно дешёвые, так как Беляев считал, что надо сделать русскую музыку доступной. За двадцать лет существования фирмы «М.П. Беляев в Лейпциге» было издано около 600 томов нотных изданий, которые Митрофан Петрович передал в Императорскую публичную библиотеку. В 1889 году он вывез весь «беляевский кружок» на Всемирную выставку в Париж. Два концерта из произведений русских композиторов 22 и 29 июня 1889 года в гигантском зале дворца Трокадеро на 4500 зрителей явились подлинным выходом русской музыки на мировую арену — и это благодаря Митрофану Беляеву!

А.К. Лядов. Сборник русских народных песен.Для голоса с фп. Лейпциг: Беляев, 1898
А.К. Лядов. Сборник русских народных песен.Для голоса с фп. Лейпциг: Беляев, 1898
Н.А. Римский-Корсаков. « Ночь перед Рождеством». Быль - колядка по повести Н. Гоголя. Опера в 4-х действиях.  Либ. Н. Римского-Корсакова. - Клавир. – Лейпциг: Беляев, 1895
Н.А. Римский-Корсаков. « Ночь перед Рождеством». Быль - колядка по повести Н. Гоголя. Опера в 4-х действиях. Либ. Н. Римского-Корсакова. - Клавир. – Лейпциг: Беляев, 1895
А.К. Глазунов. «Что смолкнул веселия глас?» Песня для голоса с фортепиано.  Op. 27, № 1. Сл. А.С. Пушкина. - Лейпциг : Беляев, 1898
А.К. Глазунов. «Что смолкнул веселия глас?» Песня для голоса с фортепиано. Op. 27, № 1. Сл. А.С. Пушкина. - Лейпциг : Беляев, 1898
А.П. Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Романс. Для пения с фп. / Сл. А. Пушкина. - Лейпциг : Беляев, [1888]
А.П. Бородин. «Для берегов отчизны дальной». Романс. Для пения с фп. / Сл. А. Пушкина. - Лейпциг : Беляев, [1888]

Митрофан Петрович скончался в возрасте 67 лет после тяжелой операции на сердце. В своём завещании он оставил огромные денежные средства на субсидирование Русских симфонических концертов, издательства, организацию конкурсов по сочинению камерной музыки, премии имени Глинки, вспомоществование нуждающихся композиторов. Николай Римский-Корсаков в «Летописи моей музыкальной жизни» писал: «Благодаря беззаветной любви Митрофана Петровича к искусству образовалось невиданное и неслыханное до тех пор учреждение».

В.Т. Тимофеев. Портрет М.П. Беляева. Холст, масло. 1868
В.Т. Тимофеев. Портрет М.П. Беляева. Холст, масло. 1868

В фондах Музея музыки хранятся многие из роскошных «беляевских» изданий, а кроме того фотографии Митрофана Петровича и живописные портреты Беляева и его жены работы художника Василия Тимофеева. Крепостной крестьянин, получивший вольную, Тимофеев учился в Академии художеств как вольнослушатель. По окончании ему было присвоено звание художника третьей степени, затем он получил звание художника второй степени и в 1866 году добился первой. Живописца называли «певцом девичьих и женских головок», в этом жанре он был мастером. Портрет Беляева был написан в 1868 году, когда Митрофан Петрович, старший сын основателя лесоторговой фирмы «Петр Беляев с сыновьями», ещё занимался семейным бизнесом.