Рубрика #мтц_о_традициях
20 февраля в народном календаре день Луки - он же Могущница. Считалось что именно в этот день лекарственная трава лапчатка (могущница) приобретает необыкновенную силу, а все приготовленные лечебные отвары становятся чудодейственными.
Уже с XII в. на Руси в лекарственных целях использовали полынь, крапиву, мяту, подорожник, рябину, можжевелевые ягоды, а так же кору дуба. Царь Алексей Михайлович в 1650 г. приказал стольнику Матошкину высылать в купальскую ночь «искать серебряного цвету, интериновой травы, мятной и дягилу», а незадолго до смерти, не шибко веря иностранным лекарям, приказывал воеводам в Сибири «собирать знахарей, узнавать от них травы, свойства их и присылать самыя травы в Москву».
Огромной популярностью среди врачей московского государства пользовались пантовые «оттирки» – панты пятнистых оленей. На Руси пантовые «оттирки» назначались «падучим» (при эпилепсии), при желудочных и маточных кровотечениях, «расслабленным" (при параличах). Больные пили их с вином и водой при «сердечной кручине», «егда серьдце клокочет, клещить обмираеть». Особенно ценили на Руси вещества, действующие благотворно на сердце, успокаивающие нервы, придающие бодрость. В древнерусских лечебниках их называли нежными ласкательными именами: «любка", «зелие милое", «дар небес» и т.д. Так, о настойке «крина польского» (ландыша) написано, что она «есть недюжему драже злата драгого».
Но основное место в древнерусской медицине занимали «зелия» растительного происхождения. Так, гвоздика рекомендовалась при слабости зрения, при заболеваниях желудка, печени, сердца. Перец (черный) считался у русских лекарей настоящей панацеей от всех болезней. Лечили им и «камчюжные» (ревматические) болезни. В качестве противопростудных средств давали имбирь. Его принимали в уксусе «ложася спать». В качестве обеззараживающих средств в Древней Руси использовалась полынь, багульник и др.
С переходом к христианству лечение травами осуществлялось священнослужителями и одновременно народными лекарями-ведунами, знахарями. В IX-X в.в Киевскую Русь стали постепенно проникать сведения о лекарственных травах и их лечебном применении из других стран, главным образом из Византии. Первым врачом на Руси был грек Иоанн Смер (1053 - 1125), приглашенный Владимиром Мономахом. Лекарства - сушеные травы - привозились из Константинополя и из Генуэзских колоний в Крыму, но простым русским людям они были малодоступны.
Как правило, на Руси знания передавались в устной традиции – письменные сборники «зельники» и «травники» долгое время запрещались церковью. Тем не менее рукописные сборники постепенно прокладывали себе путь в народ. В них содержалось описание трав, их полезных свойств и давались рекомендации по их применению. Самые древние книги на Руси, из которых мы можем почерпнуть сведения, связанные с медицинскими аспектами медицины Древней Руси, были: «Остромирово Евангелие», «Изборник великого князя Святослава Ярославича», «Архангельское Евангелие" и другие.
В конце 15 века на Руси создаются учреждения аптечного типа – зелейные лавки, которые существовали во многих русских городах. Владельцы этих лавок – зелейники, не только готовили и продавали различные порошки, мази, настойки и другие лекарства. Нередко это были высокообразованные (естественно, для своего времени) люди, которые хорошо знали свойства и действия лекарственных средств, которыми они пользовались в своей практике.