Найти тему

«Дни Турбиных» изменили мое представление о мире

Оглавление

Мне кажется, говорить о значительном влиянии художественного произведения, будь то книга или фильм, на человека можно только если этот человек еще очень юн. С годами все труднее пробиться через уже сложившуюся систему ценностей, поэтому мне хочется рассказать именно о том, свежем восприятии одного из моих любимых фильмов.

Когда я десятилетним ребенком впервые посмотрела «Дни Турбиных Владимира Басова (1976 г.), я конечно же многого не поняла, но смотрела безотрывно. Посмотрев «от корки до корки», я с изумлением взглянула на родителей и сказала: «Ну надо же, белые, а такие хорошие». Под «белыми» имелась в виду, конечно же, социально-классовая принадлежность, а не цвет кожи.

Нужно пояснить: дело происходило в конце 70х, и я была обычным советским ребенком. Как-то по умолчанию выходило, что «красные» - все исключительно порядочные, ну а «белые» - вражья сила, возможно, такие выводы делались в результате просмотра фильмов типа «Чапаев», которых тогда на телевидении водилось в изобилии.

Поэтому я до сих пор и помню свое искреннее изумление, когда вместо злодеев, какими было принято изображать белогвардейцев, на протяжении всех трех серий я видела перед собой красивых, интеллигентных, порядочных людей, говорящих на прекрасном русском языке (спасибо автору пьесы).

Андрей Мягков в роли А. Турбина
Андрей Мягков в роли А. Турбина
К слову, когда Владимир Ивашов в роли опять же белого офицера пел в «Неуловимых мстителях» о русском поле, моя мама высказалась по теме, но несколько в ином ключе: «Ну надо же, белого офицера показывают приличным человеком», что тоже свидетельствует о некоторой предвзятости в киноизображении сторон гражданского конфликта.

Конечно, впоследствии фильм пересматривался многократно, и сейчас мне хочется еще раз окунуться в чудесный мир басовского фильма.

Атмосфера

По сути своей, это телеспектакль. Но, при таком умном, тонком тексте и необыкновенных актерах все остальное уже вторично: кому нужны красивенькие виды украинской столицы или мощный экшн, когда тебя завораживают крупные планы Мягкова или Басилашвили.

Главный персонаж, на мой взгляд – сама атмосфера интеллигентного дома, кремовые шторы, розовый свет бронзовой лампы, «свежие букеты тепличных роз, …яблоки в сверкающих изломах ваз, ломтики лимона…», партитура Фауста на старинном рояле. В нее окунаешься, и хочется там и остаться.

Идея дома превалирует: дом как очаг, к которому спешат из дальних странствий друзья, дом как возможность забыть о том, какие ужасы творятся вокруг, отгородиться от мира шторами, обозначив границу, дом как крепость, готовая дать отпор неизвестному и тревожному будущему.

Актеры

Довольно неожиданный выбор актеров только свидетельствует в пользу верного глаза Басова-режиссера:

- Андрей Мягков получает роль Турбина, роль трагическую, в промежутке между двумя самыми значительными своими комедийными ролями: Лукашин - 1975 года и Новосельцев - 1977 года. Наш фильм, напомню, снят в 1976.

- Шервинский в исполнении Василия Ланового: по-английски есть выражение, переводимое как «слишком хорош, чтобы быть правдой», это как раз про него. Честно говоря, мне с самого детства было непонятно, почему Елена на протяжении трех серий не хочет за него замуж.

Василий Лановой в роли Л. Шервинского
Василий Лановой в роли Л. Шервинского

- «Негодяйская» карьера Олега Басилашвили, впоследствии вылившаяся в галерею образов: и Мерзяев, и Самохвалов, и отец главной героини из «Курьера», началась именно здесь.

- чудесный Лариосик – Сергей Иванов, «кузнечик» из Быковского военного фильма – я читала о том, что сам Булгаков представлял себе этого героя иначе – толстым и неповоротливым. А по мне так лучшего Лариосика и представить нельзя – искренний, нелепый, очень забавный.

Перед тем, как писать о фильме, я еще раз посмотрела его.

Теперь он смотрится как фильм «из тех времен» - нет, ни в коем случае не документальный, но несовременный в лучшем смысле этого слова, покрытый патиной времени.

В сегодняшнем мире, конечно, никому не придет в голову даже и мыслить категориями «плохой белый – хороший красный», нынешний конфликт складывается как «совестливый интеллигент раньше – самодовольный рвач теперь». Конечно, и в фильме был свой Тальберг, но там он был один, сейчас же на десяток тальбергов мы имеем лишь одного Турбина.

Вчера закончила писать о «Днях Турбиных» и узнала, что ушел Андрей Мягков. Светлая ему память.