Всевышний Аллах избрал некоторые дни и месяцы и превознёс их над другими. По Своей мудрости Он сделал эти месяцы запретными, и одним из таких является месяц Раджаб.
О запретных месяцах сказано в Священном Коране:
«Поистине, месяцев у Аллаха (в году) двенадцать. Так было записано в Книге (Хранимой скрижали) в день, когда Аллах создал небеса и землю. Четыре (месяца) из них — запретные. Такова правая религия, и посему не поступайте в них несправедливо по отношению к себе». (сура Ат-Тауба, аят 36)
Упомянутые в аяте четыре запретных месяца – это Раджаб, Зуль-Ка’да, Зуль-Хиджа и аль-Мухаррам. Они занимают особое положение среди остальных. Всевышний Аллах сказал:
«О те, которые уверовали! Не нарушайте святость обрядовых знамений Аллаха и запретного месяца». (сура Аль-Маида, аят 2)
В эти месяцы обозначены два запрета: на вооружённые действия, если только враг не начнёт сам воевать, и на совершение грехов, так как в этот период наказание за них увеличивается.
Зийад ан-Нумайри передал, что Анас (да будет доволен им Аллах) сказал:
«Когда наступал Раджаб, Посланник Аллаха (да благословит Его Аллах и приветствует) обычно говорил: «О Аллах, благослови нас в Раджабе и Ша‘бане и дай нам дожить до Рамадана (Аллахумма, барик ля-на фи раджабин ва ша‘бана ва баллиг-на рамадана)».
(Абу Нуайм, «Хильят»; Ибн ас-Сунни, «Амаль»; Аль-Байхаки, «Фадаиль аль-Авкат»).
Со слов Усамы ибн Зейда сообщается, что он обратился к Пророку (да благословит Его Аллах и приветствует) со словами:
«О Посланник Аллаха, я не видел, чтобы ты держал пост в какой-либо месяц столько, сколько ты его держишь в Ша’бане». И он ответил: «Люди беспечны по отношению к тому (месяцу), что между Раджабом и Рамаданом. А это тот месяц, в который деяния поднимаются к Господу миров, и я хочу поститься, когда мои дела будут возноситься». (Ахмад, ан-Насаи)
Хафиз Ибн Хаджар аль-Аскаляни (да смилуется над ним Аллах) пишет:
«Этот хадис даёт почувствовать, что в Раджабе имеется некоторое сходство с Рамаданом, и что люди заняты в нём тем же поклонением, которым заняты в Рамадане, но беспечны к этому же в Ша’бане, и поэтому он держал пост в Ша’бане. И выделение его (Раджаба) постом даёт почувствовать, что в посте в месяц Раджаб есть (дополнительное) достоинство, и что это было известно, подтверждено среди них (сподвижников)». («Табьин аль-‘уджаб», с. 9)
Согласно мнению большинства учёных, в месяц Раджаб желательно поститься.
Имам Шамсуддин ар-Рамли (919–1004 гг. х.) (да смилуется над ним Аллах) пишет в книге «Нихаят уль-Мухтадж» (3/211):
«Знай, что лучшими месяцами для поста после Рамадана считаются запретные месяцы. Наилучший из них – это Мухаррам, затем Раджаб, и это утверждение выводит из разногласий с теми, кто отдал ему предпочтение перед остальными запретными месяцами; затем следуют остальные месяцы, они равны; затем идёт Ша’бан».
В месяце Раджаб произошло удивительное событие в истории Ислама и всего человечества – это вознесение Пророка Мухаммада (мир Ему и благословение Аллаха) на небеса и Его ночное путешествие, в котором Он удостоился чести встретиться с Аллахом. Также в месяце Раджаб состоялась битва при Табуке.
«Известно, что в запретные месяцы за всякое благое дело человеку обещана награда в 70 раз больше обычной, но и за грех будет назначено наказание в 70 раз сильнее. Запретные месяцы, в том числе и месяц Раджаб, учат нас как можно строже удерживать себя от грехов, одновременно увеличивая искреннее поклонение Аллаху», - сказал муфтий ЧР Салах-Хаджи Межиев.
Дни и ночи Раджаба бывают наполнены милостью и прощением Аллаха больше обычных месяцев. Благословенные ночи Рагаиб и Исра валь Ми’радж также случатся в этом месяце, поэтому необходимо поставить себе задачу не растерять в суете дары Раджаба.
Богословы утверждают, что в этот период особенно рекомендуется:
- выполнять намазы-долги и намазы-нафили;
- вдумчиво и систематически читать Коран;
- раздавать милостыню нуждающимся;
- глубоко каяться за свои грехи;
- обращаться к Аллаху с мольбами (дуа) о том, что волнует, а также о прощении умерших;
- делать поминания Аллаха через зикры;
- давать салаваты Пророку Мухаммаду (мир Ему и благословение Аллаха);
- позитивно общаться с семьёй, родными, друзьями;
- соблюдать дополнительные посты.
По преданию от Анаса (да будет доволен им Аллах), посланник Аллаха (мир Ему и благословение Аллаха) завещал: «Тот, кто в пятницу после утреннего намаза повторит эти слова три раза, то будут прощены его грехи, даже если их будет столько, сколько морской пены». Транслитерация: Астагафируллах аль-лязи ля илаха илла хуваль-хайюль-каюму ва атубу иляйхи.
Перевод: «Я прошу прощения у Аллаха, и нет божества, кроме Него. Он обладатель вечной жизни и Ведающий обо всем. Я совершаю покаяние перед ним».
Также Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение Аллаха) говорил: «Почаще призывайте на меня благословение в пятницу и в ночь пятницы, ибо тот, кто попросит благословить меня один раз, того Аллах благословит за это десять раз» (Байхаки).
Транслитерация: Аллахумма салли 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин, кя-ма салляйта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун. Ал-лахумма, барик 'аля Мухаммадин ва 'аля али Мухаммадин кя-ма баракта 'аля Ибрахима ва 'аля али Ибрахима, инна-кя Хамидун, Маджидун!
Перевод: «О, Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима и семейство Ибрахима, поистине, Ты – Достойный похвалы. Славный! О, Аллах, пошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как послал Ты их Ибрахиму и семейству Ибрахима, поистине. Ты – Достойный похвалы, Славный!»
Отметим, что давать милостыню мусульмане могут не только материально. Помогать другим, уделяя им своё личное время, стать донором крови, отдать ненужные вещи, начинать сборы и делать благие деяния – для этого не нужны деньги.
При перепечатке ссылка на сайт ИА "Грозный-информ" обязательна.