Несмотря на распространенное мнение о том, что религия является основным источником нравственности, существует большой, хорошо устоявшийся массив знаний о вполне естественных истоках нравственного чувства человека.
В народном воображении широко распространено предположение, что религия является источником морали. Это основано на вере в то, что религия выражает моральные предписания божественного творца Вселенной. Несмотря на то, что вполне естественное происхождение морали хорошо установлено учеными и широко признано в академическом мире, многие люди на удивление плохо осведомлены об этом предмете и не в состоянии даже начать объяснять происхождение морали, не используя сверхъестественные термины. Эта статья кратко показывает контуры этой обширной темы в попытке просто ориентировать читателей на научное изучение человеческого морального чувства.
Понимание истоков морали, как и всех поведенческих черт, требует эволюционной перспективы, учитывающей как биологическую, так и культурную эволюцию.
Я считаю полезным упростить эту тему, рассматривая сначала индивидуальные характеристики, а затем групповую динамику, формирующую человеческую мораль.
Индивидуальные характеристики включают инстинктивные и эмоциональные черты, такие как эмпатия и чувство вины, а также более высокие когнитивные способности, такие как способность подавлять импульсы и способность рассуждать.
Групповая динамика вращается вокруг сотрудничества и конкуренции, а также путей развития социальных и культурных норм и правил. Все эти индивидуальные и групповые факторы, конечно, взаимосвязаны.
Инстинктивные и эмоциональные черты
- Сочувствие
- Вина и совесть
- Стыд (и забота о репутации)
- Отвращение
- Возмущение и отвращение к несправедливости
Все эти эмоции и их поведенческие корреляты могут быть продемонстрированы в более простой форме у других животных, особенно у других приматов.
Существует большое количество исследований, демонстрирующих и описывающих сложные моральные инстинкты маленьких детей, включая младенцев, слишком маленьких для того, чтобы они сформировались под влиянием окружения. Младенцы проявляют эмпатию, честность, справедливость и способность судить о "добре" и "зле" человеческого поведения.
Некоторые из этих эмоций, такие как отвращение и возмущение, могут питать либо сострадание, либо жестокость. Даже эмпатия может подпитывать агрессию, например, когда чье-то эмпатическое отождествление с внутригрупповой жертвой приводит к мести предполагаемому внешнему преступнику.
Эмпатия
Рассматривая в качестве одного из примеров инстинктивную основу эмпатии, приматолог Франс де Вааль и другие представили убедительные доказательства эмпатического поведения у наших ближайших родственников, шимпанзе и бонобо, а также у других животных.
Конечно, шимпанзе также очень агрессивны (гораздо более агрессивны, чем бонобо), в основном между группами и во время охоты. Но шимпанзе также обеспечивают пищей более старых или более слабых членов стаи, не ожидая взаимности. Шимпанзе и другие обезьяны утешают других обезьян, которые находятся в бедственном положении.
То, что, по-видимому, мотивирует этот вид альтруистического поведения, является интенсивным эмпатическим дистрессом - буквальным выражением смысла “Я чувствую вашу боль”.
Нейробиологические эксперименты показывают, что у людей одни и те же эмоциональные контуры мозга активируются, когда мы сами чувствуем боль и когда мы наблюдаем, как другие чувствуют боль. Это часто происходит автоматически и непроизвольно, например, когда мы вздрагиваем, когда видим, что кто-то ранен. Мы автоматически улыбаемся, когда нам улыбаются, - это заложенная в нас в возрасте от четырех до шести недель веха в развитии.
Эмпатия также проявляется как эмоциональная синхронность, конвергенция настроений и заражение — как это происходит в толпе, аудитории, больших группах зрителей и религиозных собраниях.
Эмпатия сильнее всего проявляется, когда человек отождествляет себя с "другим".
Когнитивные способности
Индивидуальные особенности, порождающие нравственное чувство человека, включают также более высокие когнитивные способности, в частности:
- Самоконтроль
- Рассуждение/рациональный интеллект
Самоконтроль - важнейшая способность сложных животных. Это позволяет животному подавлять побуждение или откладывать удовлетворение ради достижения более высокой цели. Например, самоконтроль позволяет хищнику выбирать момент нападения на свою жертву, а не набрасываться сразу. Самоконтроль как тормоз агрессии имеет решающее значение для сотрудничества у социальных животных.
Часто эта способность называется силой воли и варьируется по силе у разных людей, что, в основном, определяется врожденным темпераментом. Относительная сила или слабость воли у данного индивида удивительно стабильна на протяжении всей его жизни, но она может быть усилена окружающей средой и обучением.
Роль разума или рациональности в формировании человеческого морального чувства самоочевидна, и в прошлом философы и психологи, как правило, считали ее главным фактором, формирующим человеческую мораль, прежде чем центральная роль инстинкта и эмоции была полностью оценена и понята.
Сейчас идет спор о том, что сильнее - эмоции или разум - влияет на нравственное чувство человека. В то время как эмоции часто более сильны, чем разум, разум гораздо более универсален и приспособлен, чем эмоции, и способен превзойти эмоции, когда сознательно и тщательно используется человеком (с помощью самоконтроля).
Групповые и социокультурные факторы
Социализация и образование, несомненно, играют важную роль в формировании наших врожденных моральных инстинктов в различных формах, которые принимает мораль в различных обществах и культурах. Была проведена аналогия с человеческим языком, который является продуктом универсального инстинкта, отчасти обусловленного определенными врожденными грамматическими правилами, сформированными в различные конечные формы обучением ребенка в рамках его конкретной культуры.
Просвещенный эгоизм и взаимность
Социальные факторы, формирующие мораль, сосредоточены на сотрудничестве. На сотрудничество сильно влияют личные интересы и взаимность. Теория игр применяет математические модели для изучения рационального принятия решений в ситуациях конкуренции и сотрудничества и занимает центральное место в понимании таких областей, как экономика, социология, политика и международные отношения.
Относительный успех кооперативных, доверительных стратегий по сравнению с некооперативными, эгоистичными стратегиями был тщательно протестирован в компьютерных "турнирах"." Оказывается, в большинстве случаев побеждает стратегия взаимности "око за око": будьте любезны и сотрудничайте, но если другой игрок отказывается сотрудничать, он подвергнется немедленному возмездию.
Взаимность составляет основу "золотого правила", которое является центральным принципом большинства религий. Это универсально открытая стратегия развития кооперативных обществ.
Расширение понятия “внутри группы”
У всех приматов, в том числе и у человека, агрессия чаще проявляется между группами, при относительно большей кооперативности внутри. Благодаря языку у людей значительно повышается способность к сотрудничеству внутри группы.С появлением земледелия около десяти тысяч лет назад человеческие группы стали больше, поскольку ранее небольшие группы охотников-собирателей перешли к оседлой жизни.
Религия, возможно, возникла примерно в то же время как очень эффективное средство для объединения расширяющихся групп такого рода. С течением времени группы все больше расширялись по мере того, как культурные, экономические и технологические достижения приводили к усилению специализации, торговли и взаимозависимости.
В последние несколько столетий распространение грамотности стало важным дополнительным фактором, способствующим расширению понятия "внутри группы" и, как следствие, расширению круга сопереживания. Люди стали гораздо более способны поставить себя на место тех, кто сильно отличается от них. Популярность художественной литературы в форме романа в XVIII веке, возможно, сыграла немалую роль в этом процессе.
Еще одним очень влиятельным фактором, способствующим сокращению масштабов насилия в обществе в последние несколько десятилетий, стало расширение прав и возможностей женщин.
Общественный договор
Все организованные человеческие общества развивают социальные контракты, устные или письменные: правила или законы, которые укрепляют и цементируют наши основные кооперативные инстинкты и поддерживают порядок.
Теория социальных контрактов была разработана в XVII и XVIII веках философами Томасом Гоббсом, Джоном Локком и Жан-Жаком Руссо.
Гоббс полагал, что центральная власть государства обеспечивается абсолютным монархом для ограничения власти индивидов.
Локк выступал за рациональное, разумное правительство с согласия управляемых. Согласно Локку, люди мотивированы разумом, чтобы передать некоторую меру своей индивидуальной власти централизованной власти государства, как контракт между рациональными группами, чтобы государство могло защитить права индивидов на жизнь, свободу и собственность. Право наказывать нарушителей передается отдельными гражданами государству.
Демократия, процветание, образование, секуляризм
Определенные социальные условия явно благоприятствуют сотрудничеству и состраданию, а не агрессии, включая социально-экономическую и политическую стабильность, процветание, демократию, хорошо образованных граждан и общедоступные высококачественные медицинские и социальные услуги.
Кроме того, самые мирные, терпимые, сострадательные общества в современном мире, как правило, очень светские. Однако секуляризм сам по себе не может дать мирных и сострадательных обществ. Другие условия имеют решающее значение, особенно демократия.
За последние несколько столетий и десятилетий большинство западных обществ и очень многие восточные общества эволюционировали от преимущественно автократических, авторитарных режимов к более или менее демократическим обществам.
Несмотря на культурные различия, законы всех эффективных демократических обществ отличаются удивительной общностью и последовательностью. Развитие все более рациональных правовых систем достигается путем сложных, информированных дебатов в высокообразованных демократических обществах.
Открытый информационный поток (значительно ускоренный Интернетом) это еще один важный компонент, значительно затрудняющий тоталитарным государствам контроль над сознанием своих граждан посредством пропаганды.
Резюме
Мораль может быть понята как естественная характеристика, возникающая из черт, которые основаны на инстинкте и эмоциях и формируются разумом, эволюционируя в интенсивном социальном контексте.
Люди, безусловно, имеют естественные склонности к насилию, жестокости и эгоизму, но про-социальные, кооперативные черты имели общее преимущество над антисоциальными, насильственными тенденциями как в биологической, так и в культурной эволюционной адаптации.
Сотрудничество и сострадание взяли верх над насилием и жестокостью в современных образованных светских демократических обществах. Разум и строгое критическое мышление - наши лучшие инструменты в этом непрерывном процессе общественного совершенствования.
Общественный прогресс в современную эпоху был неравномерным и неустойчивым. Катастрофические срывы происходили на этом пути и всегда будут представлять собой риск. Но долгосрочная позитивная тенденция к более сострадательным, кооперативным обществам была сильной и безошибочной. Социальная этика и сострадание достигаются исключительно через человеческие действия — в этом коллективном человеческом проекте мы можем полагаться только на себя и своих собратьев.
Ставьте лайки и подписывайтесь на канал!
Пишите в комментариях, о чем еще из мира психологии вы хотите узнать!