Собор Рождества Богородицы в Антониевом монастыре, 12 век,Великий Новгород
Строительство наиболее консервативное из всех занятий человека. Трудно поверить, но это так. Как начинали строить в 12 веке, к примеру, так начинают строить и сейчас. Постараюсь доказать этот тезис описанием строительства на Руси и в Западной Европе.
Основываться будем на сведениях из церковных источников, их сохранилось больше, да и монахи врали меньше, положение обязывает!!
Начнем с Жития русского святого Антония Римлянина, европейские источники будем рассматривать по мере необходимости.
В «Житии Антония Римлянина»[1] появление средств для обеспечения строительства монастыря описывается как эпизод с рыбаками, выловившими бочку со святыми сосудами, которую св. Антоний бросил в море, еще будучи в Италии! «На следующий год рыбаки ловили рыбу недалеко от новой обители, но неудачно. По слову преподобного они забросили невод еще раз и поймали много рыбы, а также вытащили бочку, брошенную преподобным Антонием в море на родине. Святой узнал свою бочку, но рыбаки не хотели отдать ее ему. Преподобный предложил им отправиться к судьям и рассказал, что в бочке находятся преимущественно сосуды и иконы. Получив бочку, преподобный Антоний на имевшиеся в ней деньги купил у Новгородских посадников землю вокруг монастыря, село и рыбные ловли».[2]
Похожий сюжет с находкой клада, связанный со строительством в монастыре, мы находим у европейцев, -“Когда епископ или аббат желал расширить, перестроить собор или монастырь, он сразу же находил чудесный клад, который позволял ему если не полностью совершить задуманное, то, по меньшей мере, приступить к постройке. Вот, например, епископ Орлеана Арнуль, который незадолго до тысячного года задумал перестроить (великолепным образом) церковь Сент Круа: “Его подвинуло на это, - пишет Рауль Глаубер, - знамение Господне. Однажды, когда каменщики, выбирая место для базилики, проверяли твердость почвы, они обнаружили много золота. Они сочли, что его будет, несомненно, достаточно для покрытия расходов по постройке святилища, даже и очень большого. Они взяли это случайно найденное золото, и все отнесли епископу. Тот возблагодарил всемогущего Бога за этот дар, взял его и передал руководителям работ, приказав это золото, полностью потратит на строительство церкви. Говорят, что им были обязаны прозорливости св. Эварция занимавшего, некогда этот епископский престол, который, предвидя эту перестройку, и зарыл золото».[3]
Сюжет «ловли рыбы», как в «Житии св. Антония Римлянина», связанный со строительной деятельностью, также упомянут у европейских источниках, в связи с другим монастырем – Клюни -«Согласно Кеннету Джону Коннату, вдохновитель построения церкви аббата Гугона в Клюни, начатой в 1088г. (Клюни Три), монах Гунзо (миниатюра изображает его видящим во сне святых Павла и Этьена, которые намечают ему веревками план будущей церкви) был призванным музыкантом ( psalmista praecipuus ). Символическим числом, которое как бы вбирало в себя, согласно Конанту, всю числовую символику, использованную при построении здания, считалось в Клюни число 153; это количество рыб в Чудесном лове рыбы.[4]
Следовательно, чудо, описанное в «Житии св. Антония Римлянина» не выходит за рамки обычного чуда, происходившего в Европе, при начале строительной деятельности в монастыре. В нашем случае с Антониевым монастырем сюжет, был призван, скорее всего, сокрыть истинного владельца средств, направленных на устроительство Антониева монастыря.
Точно так же и в наше время, здание построят, потом доказывают, что только благодаря чудесному стечению обстоятельств произошло строительство. Но все таки мы ушли немного вперед, сегодня строители, напрямую, на святых не ссылаются. Прогресс как говориться, - На лицо!
[1] Жизнь преподобного Антония Римлянина Новгородского чудотворца. Новгород 1962г., Жития святых Российской церкви, месяц Август СПб. 1858г., Житие преподобного и богоносного отца нашего Антония Римлянина //Новгородские Епархиальные Ведомости. 1912г., № 26.С. 922.
[2] Жития Русских святых июль - Август. Книга третья изд-во “свято-Троицкий Ново - Голутвин монастырь” 1193г. С.300-303.
[3] Ле Гофф Жак Цивилизация средневекового запада. М., 1992г. с.81
[4] Ле Гофф Жак Цивилизация Средневекового Запада М., 1992г. с.311