Художественно-публицистические жанры являются наиболее сложными, наряду с содержанием, особую эстетическую роль играет форма. Это предполагает повышенную требовательность к языку, художественной образности, эмоциональной насыщенности.
Художественно-публицистические жанры в журналистике – это такие жанры, которые отличает образность, выразительность, большая эмоциональная сила, раскрытие типического через индивидуальное, присутствие автора, описание авторских чувств и переживаний. Как и все остальные жанры журналистики они описывают реальные события, явления и переживания.
Очерк
Очерк — это небольшой рассказ о действительном событии, человеке или явлении. Он сочетает в себе репортажное, исследовательское и писательское начала. Очерк не просто сообщает факты и выводы, но и художественное обобщение и осмысление действительности. В очерках вполне уместны метафоры и другие художественные приёмы. Задача автора – проанализировать факты, пропустить через себя и описать через призму своего авторского восприятия. В очерке называются реальные имена и фамилии героев, места события, описывается реальная обстановка, указывается время действия, используются изобразительные средства.
Очерки делятся на:
- Описательные:
а) Путевой очерк представляет собой описание событий, встреч с людьми, участником которых во время своего путешествия является журналист. Описание событий производится последовательно, по мере знакомства с ними автора. Среди явлений отбирается самое интересное, значимое для аудитории. Очень часто в путевой очерк журналист добавляет вспомогательную, например, статистическую информацию, а также личные наблюдения из прошлого.
б) Событийный очерк – посвящен какому-либо событию, явлению;
- Сюжетные:
а) В портретном очерке главный герой – это всегда личность. Весь материал посвящен раскрытию внутреннего мира персонажа, его взаимодействию с миром внешним, попыткам разобраться в мотивации его поступков, в его жизненных ц елях и приоритетах.
б) Проблемный (главное не человек, а его отношение к поднятой проблеме).
Описательные очерки отличаются в основном линейностью повествования, подчиненностью хронологии события, а сюжетные — постановкой проблемы, требующих решения, сложностью отображения жизненных коллизий.
Повествование в очерке может вестись от первого, третьего или множественного лица. Автор очерка может быть сам непосредственным участником события, героем; он может «за кадром», его повествование может быть просто «фоном», на котором развиваются события; автор может быть наблюдателем — главным «оценщиком».
В очерке используются также два вида сюжетов:
- .Простой сюжет — соответствующий естественному ходу события.
- Пространственно-временной сюжет — это когда события могут происходить в одном и в том же пространстве, но в разных временных измерениях.
Зарисовка
Небольшой по объему жанр, он отличается от очерка тем, что в нем отсутствует сюжет.
Виды зарисовок:
. Пейзажная.
. Ассоциативная — построенная на ассоциациях.
. Портретная — портрет человека, или местности, явления.
В зарисовке отсутствует проблема. Это в основном цепь картин, ассоциаций. Известны зарисовки о природе и животных Пескова В., которые публикуются в каждом пятничном номере газеты «Комсомольская правда».
Эссе
Жанр, в котором присутствует высокий эмоциональный накал, наряду с философскими размышлениями.
Виды эссе по тематике:
. Политические,
. Экономические,
. Литературные,
. Публицистические и др.
В эссе как правило отсутствует сюжет. Это своеобразный свободный «поток информации». Темы эссе отличаются злободневностью и актуальностью. Современные эссе отличаются остротой проблемы и взлетом философского осмысления.
Фельетон
Фельетон – это сатирический показ какого-либо недостатка, зла с целью его осмеяния. В роли предмета фельетона выбирается факт или событие, являющиеся типичными в обществе в настоящее время. Информация подается так, что создаваемый образ персонажа или явления приобретает ущербные черты, становится смешным.
Памфлет
Памфлет – это материал, посвященный осмеянию определенных человеческих пороков вплоть до уничижения его героя или героев. В памфлете, как и в пародии, используются и гипербола, и ирония, но к ним зачастую добавляется откровенный сарказм.
Пародия как жанр
Целью пародии, так же как и фельетона, является осмеяние людей. Для достижения этой цели в материалах данного жанра имитируется человеческое поведение.
Для создания пародии используются такие художественные средства, как гипербола, гротеск, ирония. Так, например, с помощью гиперболы преувеличиваются незначительные, но характерные черты конкретной личности и т.д.