Уверен, многие с теплотой вспоминают крайне популярный в конце 80 - начале 90х микроавтобус "РАФ", недаром он получил ласковое прозвище "Рафик. Как так вышло, что сейчас такие микроавтобусы - раритет, куда они делись, и при чем тут завод ГАЗ? Давайте разбираться.
Итак, история тех самых "Рафиков" начинается в 60е года, когда вопрос с легковыми машинами был уже более-менее решен: уже была и Победа, и Волга, велись разработки ВАЗ 2101. С грузовиками еще лучше –ГАЗ, МАЗ, ЗИЛ, КАМАЗ на подходе. И больших автобусов, которые чаще всего, собирались на базе грузовиков, было достаточно.
А вот ниша микроавтобусов была практически незанятой, а необходимость была очень острой. Требовался небольшой, сейчас бы сказали коммерческий транспорт для различных нужд: это и общественный транспорт, и скорая помощь, и милиция, и много еще что. Как часто бывает, за основу решено было взять уже рабочую идею, доказавшую свою работоспособность в других странах.
Такой идеей стал микроавтобус Volkswagen Transporter T 1, пожалуй, самый легендарный микроавтобус, крайне популярный в хиппи среде в 60е-70е.
Итак, за основу был взят Volkswagen , но только как идея - конструкция у "Рафика" стала полностью уникальной, хотя, и прагматичной. Дело в том, что большая часть деталей была взять с существующих автомобилей. Двигатель, коробка, мосты и многое другое были взяты от Волги. Но были и абсолютно уникальные решения, хотя не все они дошли до конвейера.
Была идея сделать кузов не металлическим, а из стеклопластика, чтобы избежать коррозии металла. Идея закончилась трагичной аварией, кузов совершенно не мог гасить удар.
Тем не менее, в 1967 году РАФ встает на конвейер и сразу же заслуженно обретает народную любовь, став универсальным работягой во всех сферах.
Единственным конкурентом был УАЗ ‑ 2206 (Буханка), но он больше использовался в сельской местности. Для больших городов не требовалась высокая проходимость, а требовался комфорт, который УАЗ дать не мог.
Таким образом, к концу 80х годов «Рафик» становится суперзвездой: завод выпускает 18 тысяч автомобилей в год, а общее количество приближается к 300 тысячам (обгоняя даже легендарную «Победу»).
Затем грянул развал СССР, а вместе с ним в страну хлынул поток подержанных автомобилей, в том числе, и микроавтобусов. В такой сложной ситуации завод не смог ничего противопоставить и стал понемногу загибаться. Тем не менее, просуществовал до 1997 года. А в 1996 году последний гвоздь в крышку гроба РАФ забил Горьковский завод.
Параллельно с развитием микроавтобусов, в конце 80х прорабатывался проект малотоннажного грузовика (аналог «полуторки»), и в 1994 году ГАЗ выпускает в серийный выпуск свою легендарную ГАЗель
На ГАЗе к тому времени уже много лет собиралась Волга, на основе нее и был спроектирована «новая полуторка». В 1994 году, был выпущен вариант «шасси с кабиной», но почти сразу разные умельцы и частные ателье начали переделку грузовиков под микроавтобусы. Дело в том, что в начале 90х резко вырос рынок пассажирских перевозок, который остро нуждался в микроавтобусах.
В 1996 году ГАЗ выпускает модель ГАЗ-3221, микроавтобус, окончательно вытеснивший «Рафики» с рынка.
На тот момент ГАЗель обладала рядом преимуществ перед «Рафиком»: это рамная конструкция, повышенная грузоподъемность, совместимость по деталям с другими массовыми автомобилями ГАЗ. Ну и широкий модельный ряд и множество вариаций на базе ГАЗели в итоге сделали ее хозяином рынка коммерческих перевозок на долгие годы.
Тем не менее, сейчас я бы рад был прокатиться снова в старом добром «Рафике». Может, это просто ностальгия, но что-то было в нем душевное, чего не хватает в ГАЗели.
А как вы считаете? Хотели бы вновь прокатиться на "Рафике"?