Найти тему
Искусство Звука

Посвящения Корелли

Первые крупные скрипичные школы начали возникать в Италии в XVII веке. До этого скрипка была инструментом народным, достоянием бродячих музыкантов и использовали её в основном для танцев на свадьбах и маскарадах, на ярмарках и площадях для увеселения толпы, в кабачках и трактирах.

Скрипичные школы формировались постепенно и были связаны с двумя центрами Италии - Венецией и Болоньей. Болонья была духовным сердцем Италии, очагом науки и искусства, городом академий. Высшим критерием в музыке тогда считался человеческий голос и болонцы стремились придать инструментальной музыке вокальную выразительность. Скрипка должна была петь, она уподоблялась сопрано и даже её регистры ограничивались тремя позициями, то есть диапазоном высокого женского голоса.

Труд и мастерство выдающихся болонских скрипачей подготовили тот благородный, строгий, возвышенно-патетический стиль, который нашёл своё высшее воплощение в творчестве гениального Арканджело Корелли.

Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в небольшом городке Фузиньяно, между Равенной на Адриатическом море и Болоньей, старинным центром науки и искусства. Корелли происходил из древнего рода, давшего ряд юристов, врачей, учёных, священников и поэтов.

Отец Корелли внезапно умер за месяц до рождения сына, и вместе с четырьмя старшими братьями он воспитывался матерью. Профессиональное образование Корелли получил в Болонье, где уже к середине XVII века сложилась своя школа скрипичной игры. Основатель этой школы - Эрколе Гайбара, был учителем Джованни Бенвенути, который, в свою очередь, считается учителем Корелли.

Арканджело Корелли на портрете работы Хью Ховарда (1697).
Арканджело Корелли на портрете работы Хью Ховарда (1697).

Отличительными чертами характера Корелли были чисто детская скромность, необыкновенная добросовестность и умеренность во всём. Уже в 17-летнем возрасте Корелли был принят в болонскую Академию филармоников в качестве полноправного члена. В Болонье в то время насчитывалось четыре такие академии. Интерес к ним, по словам современников, доходил до "неистовой страсти". Академии, или "Музыкальные общества", объединяли в своей среде как профессионалов, так и любителей музыки. Требования были довольно строгими.

Концерты, ученые диспуты, просто культурные встречи - основной стержень деятельности таких академий. Роль их была очень велика в выработке новой, светской культуры. Здесь музыканты-профессионалы, встречаясь с представителями интеллигенции, расширяли кругозор, укрепляли свое общественное положение.

Принятие Корелли в число членов "Академии филармоников" можно считать концом его ученических лет. В 1675 году Корелли переехал в Рим, где, предположительно, занимался композицией у Симонелли и с лёгкостью освоил правила контрапункта, став превосходным композитором. В Риме он работает сначала вторым скрипачом в оркестре оперного театра Tor di Nona (был закрыт в 1697 году по распоряжению папы Иннокентия XII, как безнравственный), затем в инструментальном ансамбле церкви св. Людовика во время церковных служб. В эту эпоху церковь активно привлекала лучшие таланты для служения своим интересам, пользуясь для привлечения прихожан новыми средствами - вокальной и инструментальной музыкой. При отсутствии в то время специально приспособленных для концертов помещений церковь оказывалась естественным и удобным по размерам концертным залом. Иностранные путешественники свидетельствовали о том, что посетители стекались к тем моментам, когда в церкви можно было послушать знаменитого виртуоза, а затем уходили. Примечательно, что именно представители духовенства - кардиналы Панфили и Оттобони сыграли заметную роль в жизни Корелли.

Италия, с ее большим числом капелл - церковных и светских, консерваторий, частных преподавателей музыки - вокалистов и инструменталистов, всевозможных кружков, академий, в которых не только музицировали, но и помогали в овладении музыкальным искусством, оперных театров, - поглощая много композиторских и исполнительских сил, создавала мощный приток молодых артистов, соискателей и соревнователей в поисках работы. И в 1679 году, в 26-летнем возрасте, Корелли выступил в качестве концертмейстера в римском театре Капраника, где шла опера его друга Бернардо Пасквини. Аббат Ф. Рагенэ писал: "Я видел в Риме, в одной и той же опере Корелли, Пасквини и Гаэтано, которые, конечно, есть лучшие в мире скрипка, клавесин и теорба".

С 1681 года Корелли часто выступает в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы - салоне шведской королевы Христины. Христина поселилась в Риме в 1659 году и окружила себя художниками, литераторами, учёными, музыкантами. Обладая огромным состоянием, она устраивала грандиозные праздники в своём палаццо.

Христина Шведская
Христина Шведская

Христине Шведской Корелли посвятил свой первый опубликованный труд - Двенадцать церковных трио-сонат.

Композитору было в это время уже около тридцати лет. Он не торопился с опубликованием своих сонат не только потому, что это было технически не просто. У Корелли, по-видимому, имелась еще особая причина. Известно, что он уже с конца 1670-х годов работал над скрипичными сонатами соло. Сонаты были опубликованы как op. 5 лишь в 1700 году. Это одно из самых ярких свидетельств того медленного и вместе с тем тщательного процесса, в каком рождались его замечательные музыкальные произведения. Корелли был необычайно осторожен в своих творческих опытах, вынашивал их, отделывал до полного совершенства. Он относится к числу тех композиторов, чье творческое наследие не очень многочисленно, но зато оставило глубокий, яркий след в истории музыки.

В 1684 году Корелли поступает на службу к кардиналу Бенедетто Панфили, любителю музыки, в качестве скрипача, руководителя большой капеллы, организатора музыкальных концертов и учителя кардинала.

Его Высокопреосвященство кардинал Бенедетто Памфили
Его Высокопреосвященство кардинал Бенедетто Памфили

Корелли поселяется в его дворце, прилагает много сил, чтобы салон Панфили стал одним из музыкальных центров Рима. Уже в следующем году он посвящает своему покровителю камерные трио-сонаты ор. 2.

Популярность Корелли растет. Его ор. 3 — церковные трио-сонаты были изданы почти одновременно в Риме, Болонье и Модене. Посвящены они герцогу Моденскому.

С 1690 и до смерти, в 1713 году, Корелли работал у кардинала Пьетро Оттобони. Кардинал поселил Корелли у себя, и здесь создал то, что Корелли в посвященном ему op. 4 "Трио-сонат" (1694) называет "Академией Оттобони".

Молодой, блестяще образованный, несмотря на кардинальский сан, сам неплохой композитор, Оттобони вплоть до старости сохранил страстную любовь к музыке. У него в течение многих лет Корелли руководил музыкальными собраниями, заведовал его капеллой. Здесь в 1708 году он встретился с Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление. В инструментальную капеллу под управлением Корелли входило свыше тридцати музыкантов, находившихся у Оттобони на постоянной службе. Об оркестре Оттобони современники отзывались как о "музыкальном чуде".

Его Высокопреосвященство кардинал Пьетро Оттобони
Его Высокопреосвященство кардинал Пьетро Оттобони

Рим эпохи Корелли стал центром европейского скрипичного искусства. Сюда стекались скрипачи из всех стран не только послушать игру великого музыканта, но и получить у него образование. Корелли был первым скрипачом, создавшим педагогическую школу мирового значения. Исполнительский стиль у Корелли целиком определялся его творческими принципами. Пальцы Корелли являлись только "слугами его души".

О самом знаменитом, бессмертном произведении Корелли речь пойдёт в следующий раз.