Первые крупные скрипичные школы начали возникать в Италии в XVII веке. До этого скрипка была инструментом народным, достоянием бродячих музыкантов и использовали её в основном для танцев на свадьбах и маскарадах, на ярмарках и площадях для увеселения толпы, в кабачках и трактирах.
Скрипичные школы формировались постепенно и были связаны с двумя центрами Италии - Венецией и Болоньей. Болонья была духовным сердцем Италии, очагом науки и искусства, городом академий. Высшим критерием в музыке тогда считался человеческий голос и болонцы стремились придать инструментальной музыке вокальную выразительность. Скрипка должна была петь, она уподоблялась сопрано и даже её регистры ограничивались тремя позициями, то есть диапазоном высокого женского голоса.
Труд и мастерство выдающихся болонских скрипачей подготовили тот благородный, строгий, возвышенно-патетический стиль, который нашёл своё высшее воплощение в творчестве гениального Арканджело Корелли.
Арканджело Корелли родился 17 февраля 1653 года в небольшом городке Фузиньяно, между Равенной на Адриатическом море и Болоньей, старинным центром науки и искусства. Корелли происходил из древнего рода, давшего ряд юристов, врачей, учёных, священников и поэтов.
Отец Корелли внезапно умер за месяц до рождения сына, и вместе с четырьмя старшими братьями он воспитывался матерью. Профессиональное образование Корелли получил в Болонье, где уже к середине XVII века сложилась своя школа скрипичной игры. Основатель этой школы - Эрколе Гайбара, был учителем Джованни Бенвенути, который, в свою очередь, считается учителем Корелли.
Отличительными чертами характера Корелли были чисто детская скромность, необыкновенная добросовестность и умеренность во всём. Уже в 17-летнем возрасте Корелли был принят в болонскую Академию филармоников в качестве полноправного члена. В Болонье в то время насчитывалось четыре такие академии. Интерес к ним, по словам современников, доходил до "неистовой страсти". Академии, или "Музыкальные общества", объединяли в своей среде как профессионалов, так и любителей музыки. Требования были довольно строгими.
Концерты, ученые диспуты, просто культурные встречи - основной стержень деятельности таких академий. Роль их была очень велика в выработке новой, светской культуры. Здесь музыканты-профессионалы, встречаясь с представителями интеллигенции, расширяли кругозор, укрепляли свое общественное положение.
Принятие Корелли в число членов "Академии филармоников" можно считать концом его ученических лет. В 1675 году Корелли переехал в Рим, где, предположительно, занимался композицией у Симонелли и с лёгкостью освоил правила контрапункта, став превосходным композитором. В Риме он работает сначала вторым скрипачом в оркестре оперного театра Tor di Nona (был закрыт в 1697 году по распоряжению папы Иннокентия XII, как безнравственный), затем в инструментальном ансамбле церкви св. Людовика во время церковных служб. В эту эпоху церковь активно привлекала лучшие таланты для служения своим интересам, пользуясь для привлечения прихожан новыми средствами - вокальной и инструментальной музыкой. При отсутствии в то время специально приспособленных для концертов помещений церковь оказывалась естественным и удобным по размерам концертным залом. Иностранные путешественники свидетельствовали о том, что посетители стекались к тем моментам, когда в церкви можно было послушать знаменитого виртуоза, а затем уходили. Примечательно, что именно представители духовенства - кардиналы Панфили и Оттобони сыграли заметную роль в жизни Корелли.
Италия, с ее большим числом капелл - церковных и светских, консерваторий, частных преподавателей музыки - вокалистов и инструменталистов, всевозможных кружков, академий, в которых не только музицировали, но и помогали в овладении музыкальным искусством, оперных театров, - поглощая много композиторских и исполнительских сил, создавала мощный приток молодых артистов, соискателей и соревнователей в поисках работы. И в 1679 году, в 26-летнем возрасте, Корелли выступил в качестве концертмейстера в римском театре Капраника, где шла опера его друга Бернардо Пасквини. Аббат Ф. Рагенэ писал: "Я видел в Риме, в одной и той же опере Корелли, Пасквини и Гаэтано, которые, конечно, есть лучшие в мире скрипка, клавесин и теорба".
С 1681 года Корелли часто выступает в одном из самых блестящих салонов итальянской столицы - салоне шведской королевы Христины. Христина поселилась в Риме в 1659 году и окружила себя художниками, литераторами, учёными, музыкантами. Обладая огромным состоянием, она устраивала грандиозные праздники в своём палаццо.
Христине Шведской Корелли посвятил свой первый опубликованный труд - Двенадцать церковных трио-сонат.
Композитору было в это время уже около тридцати лет. Он не торопился с опубликованием своих сонат не только потому, что это было технически не просто. У Корелли, по-видимому, имелась еще особая причина. Известно, что он уже с конца 1670-х годов работал над скрипичными сонатами соло. Сонаты были опубликованы как op. 5 лишь в 1700 году. Это одно из самых ярких свидетельств того медленного и вместе с тем тщательного процесса, в каком рождались его замечательные музыкальные произведения. Корелли был необычайно осторожен в своих творческих опытах, вынашивал их, отделывал до полного совершенства. Он относится к числу тех композиторов, чье творческое наследие не очень многочисленно, но зато оставило глубокий, яркий след в истории музыки.
В 1684 году Корелли поступает на службу к кардиналу Бенедетто Панфили, любителю музыки, в качестве скрипача, руководителя большой капеллы, организатора музыкальных концертов и учителя кардинала.
Корелли поселяется в его дворце, прилагает много сил, чтобы салон Панфили стал одним из музыкальных центров Рима. Уже в следующем году он посвящает своему покровителю камерные трио-сонаты ор. 2.
Популярность Корелли растет. Его ор. 3 — церковные трио-сонаты были изданы почти одновременно в Риме, Болонье и Модене. Посвящены они герцогу Моденскому.
С 1690 и до смерти, в 1713 году, Корелли работал у кардинала Пьетро Оттобони. Кардинал поселил Корелли у себя, и здесь создал то, что Корелли в посвященном ему op. 4 "Трио-сонат" (1694) называет "Академией Оттобони".
Молодой, блестяще образованный, несмотря на кардинальский сан, сам неплохой композитор, Оттобони вплоть до старости сохранил страстную любовь к музыке. У него в течение многих лет Корелли руководил музыкальными собраниями, заведовал его капеллой. Здесь в 1708 году он встретился с Генделем, на которого игра Корелли и его произведения произвели глубокое впечатление. В инструментальную капеллу под управлением Корелли входило свыше тридцати музыкантов, находившихся у Оттобони на постоянной службе. Об оркестре Оттобони современники отзывались как о "музыкальном чуде".
Рим эпохи Корелли стал центром европейского скрипичного искусства. Сюда стекались скрипачи из всех стран не только послушать игру великого музыканта, но и получить у него образование. Корелли был первым скрипачом, создавшим педагогическую школу мирового значения. Исполнительский стиль у Корелли целиком определялся его творческими принципами. Пальцы Корелли являлись только "слугами его души".
О самом знаменитом, бессмертном произведении Корелли речь пойдёт в следующий раз.