Глиптика ‒ (от греч. gliptike , glipho – dshtpf .выдалбливаю) искусство резьбы на миниатюрных полудрагоценных и драгоценных камнях, морских раковинах принадлежит к числу наиболее древних. Мастерство резьбы по камню предполагает наличие у мастера чутья и умения видеть красоту минерала. Полудрагоценные или поделочные камни представляют уникальный материал для создания украшений.
Античная глиптика прошла многовековой путь развития. В то время были отработаны первые технические приемы резьбы, сюжетный репертуар, законы композиции и пластики. Второе рождение данный вид искусства получил в период эпохи Возрождения. Ювелирная работа объединила два вида резных камней: с углубленным (инталия) или выпуклым (камея) изображением. Легендарные коллекционеры той эпохи – Медичи, Гонзага (их знаменитая камея с портретом фараона и его жены - один из самых известных экспонатов Эрмитажа), Фарнезе, папы Павел II и Лев X – были одновременно и покупателями, и меценатами, побуждавшими резчиков того времени к созданию новых произведений. Ренессанс также дал мощный толчок к изучению и интерпретации сюжетов камей и инталий.
Крупнейшим коллекционером резных камней была Екатерина II. Свое увлечение императрица называла «камейной болезнью»; Благодаря ее страсти к коллекционированию в России сформировалась богатейшее собрание европейской и восточной глиптики. К концу царствования Екатерины II в нем насчитывалось свыше 10 тысяч резных камней и 34 тысячи слепков. Известно, что резные камни были истинной страстью самодержицы, которая положила начало коллекционированию гемм в России. За время своего правления из простого любителя гемм императрица превратилась в специалиста и знатока. С уходом Екатерины II собрание глиптики пополнялось за счёт даров, покупок, плодов археологических раскопок в России. Сейчас коллекция представлена в собрании государственного музея «Эрмитаж». В плеяде знаменитых камей, по праву красоты и ценности сияет знаменитая камея Афина Паллада, которая когда-то принадлежала княгине Марии Павловне, дочери Павла I , вырезана из агата.
В отличие от огранки драгоценных камней, видов которой немного, и каждый из них предназначен для определенного камня, резьба по камню зависит от мастерства и фантазии резчика. Поэтому цена резных камней не измеряется в картах. Часто из глыбы большого самоцвета получается несколько образцов с неповторимой скульптурой и узором. На каждый можно повесить табличку «masterpiece». Резные камни оценивают по их уникальности и редкости, потому что общий паттерн для их оценки неприменим. Часто мастера-резчики специализируются на чём-то одном. Кто-то виртуозно работает с малахитом, кто-то вырезает фигурки животных, кто-то создает неповторимые каменные цветы. Чтобы открыть красоту камня, мастер можно вырезать, солнце, пальмовый лист, портрет любимой или любимого.
Браслет-камея с агатом, ручная работа.
Начав свое триумфальное шествие много веков назад, камеи популярны и по сей день. Они обладают способностью преобразить любой наряд, добавить образу элемент таинственности, винтажного шарма и сделать женщину незабываемой.
Если понравилась статья ставьте палец ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на мой канал Всё про амулеты, впереди много всего интересного!
Автор: Нестеренко Елена