Руководитель Фонда «Русский Север» Юрий Григорьев продолжает рассказ о судьбе столицы БАМа Тынде и истории самого дорогого проекта СССР
«Молодой Советской власти, окруженной кольцом совсем недружественных соседей, как воздух были нужны несметные богатства, которые таил в себе Дальний Восток.
Необходимо было обозначить не формальное, а реальное присутствие на Дальнем Востоке – желающих погреть руки на сокровищах, скрытых в дальневосточной земле, было хоть отбавляй.
Но для этого необходимо было сделать Дальний Восток транспортно-доступным, провести масштабную индустриализацию и заселить этот регион людьми.
А для этого необходима была железная дорога», - рассказывает Юрий Григорьев.
Проект Тихоокеанской железной дороги обсуждался еще в XIX веке. Но топографическая разметка началась только в 1926 году.
Это интересно Как сложится судьба столицы БАМа Тынды, да и самого БАМа?
А уже в 1932 году на строительство БАМа были брошены силы заключенных #ГУЛАГа: построен БАМлаг, который позже был переформатирован в шесть исправительно-трудовых лагерей.
«Строили БАМ яростно – вгрызаясь тяжелой техникой в вековую тайгу, в сопки», - продолжает Григорьев, - Уже 1 ноября 1937 года ветке БАМ – Тында отправился первый поезд.
17 февраля 1941 года населенный пункт получил статус рабочего поселка Тындинский, который стал крупнейшим населенным пунктом на севере Приамурья.
Согласно планам советского правительства, поселок Тындинский должен был стать крупным городом к 1952 году и – столицей Амурской области.
Но эти планы были сорваны Великой Отечественной войной».
Рельсы Байкало-Амурской магистрали были демонтированы и отправлены на нужды фронта.
Настали тогда для сегодняшней Тынды по-настоящему трудные времена. Продовольствие в поселок поступало редко, да и то, только из Благовещенска. Ушли на фронт мужчины. Будущей столице БАМа предстояло пережить войну.
Продолжение следует…