Найти тему
KOTLOVAN

"Лавр" Евгения Водолазкина — книга, которая несет покой

подписывайтесь на канал KOTLOVAN и читайте о книгах больше

В разговоре мы часто даем книгам краткие, быстрые характеристики: понравилась/не понравилась, классный сюжет, необычная концовка, скучный герой…

Если меня попросят описать одной фразой роман Евгения Водолазкина «Лавр», я скажу — это книга, которая несет внутренний покой.

Сюжет

Древняя Русь. Конец XV века. Деревни и города беспощадно косит чума. Вера в Бога тесно сплетается с верой в конец света.

Главный герой молодой человек Арсений, наследует от деда знания травничества и врачевания. Но ему не удается спасти любимую Устину, умирающую во время родов вместе с ребенком. Чувствуя вину сразу за две жизни, Арсений отправляется в странствие, где его ждет слава великого лекаря, безумие юродивого, дорога в Иерусалим, монашеская аскеза и самое главное — искупление.

О книге

Обычно эту часть отзыва я называю «что получилось», но о «Лавре» хочется поговорить в иной манере.

Стилистически — это мастерски, без излишеств написанная книга. Каждое слово, как лекарство отмеряется ровными дозами, чтобы не навредить, а на пользу читателю. Роман лишен морализаторства и читается легко благодаря увлекательному, в чем-то приключенческому сюжету.

Вставки древнерусского языка соседствуют с современным русским, перекидывая мостик между нами и древней культурой, родственной и непохожей одновременно.

Но самое главное, что дает роман – это чувство какого-то внутреннего покоя и размышления. Заканчивается глава, ты закрываешь книгу, но не откладываешь в сторону, а держишь в руках… Держишь, не отпуская. Отпустишь — снова будничная жизнь. А так хочется задержать это мгновение внутренней работы, когда мысли и чувства упорядочиваются, принимают размеренный ход вдумчивого, неспешного размышления. Разве это не ценность в наш суматошный век?

На книге есть подпись — «неисторический роман». История Арсения, его житие, с течением романа перестаешь воспринимать как прошлое. Эффект синхронизации происходит, когда автор вводит в повествование итальянца Амброджо, друга Арсения, обладающего даром провидения.

Амброджо приходят видения не только значимых, но и бытовых событий между XV и XX веком.

«Амброджо видел, как в Петербурге на колокольню Петропавловского собора медленно опускался ангел с крестом. На мгновение ангел завис, выверяя точность приземления, а затем медленно погрузил основание креста в золоченое яблоко на шпиле. На прежнее место ангел возвращался с реставрационных работ. Создавая нисходящий воздушный поток, над ним распростер свои лопасти вертолет Ми-8».

В этих видениях нет подтекста, они просто есть. Амброджо итальянец, человек Западной культуры близок нам для понимания, поэтому именно ему автор дает в руки топор, что прорубает «историческое» окно между прошлым романа и нашим настоящим.

Мы смотрим в это окно, на житие Арсения, а с обратной стороны на нас смотрит провидец Амброджо. В момент, когда сталкиваются эти два взгляда, понятие истории стирается, ведь не может быть историей то, что происходит прямо сейчас. Оттого и житие Арсения перестает быть ветхим прошлым, оно становится настоящим, его боль осязаема, а искупление утешительно не только дня него, но и для читателя.

«Я скажу странную вещь. Мне все больше кажется, что времени нет. Все на свете существует вневременно, иначе как мог бы я знать несбывшее будущее? Я думаю, время дано нам по милосердию Божию, чтобы мы не запутались, ибо не может сознание человека впустить в себя все события одновременно. Мы заперты во времени из-за слабости нашей».

Итог

«Лавр» — горячо рекомендуемая мною книга. Тот самый роман, о котором приятно думать, говорить и, что удивительно, молчать, возвращаясь к нему мысленно вновь и вновь.

Читать еще

"Обладать" Антонии Байетт — многослойный литературный детектив

Как Джоан Роулинг удается писать лучшие детективы?

Зачем нужен новый перевод "1984" Оруэлла?