Найти тему
ТЕЛЕУЖИН

Три пропущенных. Три напряженных триллера 2017

Оглавление

Не дыши

Момент, когда охотник меняется с жертвой местами часто становится моментом потери интереса, но что если авторам удастся постоянно менять акценты?

Истории о том, как охотник становится жертвой являются весьма популярными, позволяя по-разному подходить к механике перевертыша - где-то жертва вдруг обретает смысл жизни, и, соответственно силы бороться, где-то - хитросплетенный сюжет держит от нас втайне, что изначально жертва и охотник это охотник и жертва. Как правило, мы можем заметить момент смены ролями - это лишь вопрос времени. Однако, в крепком триллере "Не дыши" не так просто понять, кто в итоге охотник, а кто жертва.

Во-первых, герои, которым изначально отведена роль охотников - малоприятные асоциальные персонажи, которым не особенно спешишь сопереживать - ведь они задаются целью ограбить дом старого и к тому же слепого ветерана войны. Но им и сложно отдать лавры "охотников" - слишком жалкие они для этого. Тем не менее, они ввязываются в эту недобрую авантюру, и уже скоро становится понятно, в том числе им самим, что они скорее жертвы в захлопнувшейся ловушке.

Во-вторых, антагонист героев - тот самый слепой ветеран - тоже не особенно походит на роль жертвы, хотя его и жаль, и он вызывает несомненное уважение поначалу, он скорее больше тянет на охотника. И даже когда он вживается в роль охотника, он, в общем-то в чём-то прав, ведь он защищает свою жизнь и своё жилище. Но опять же - его способы самозащиты чересчур уж жестоки, и оправдать его не получается. Тут волей-неволей начинаешь испытывать жалость к героям, залезшим в дом с целью обогащения - начинаешь болеть за них. И вся эта игра, навязанная авторами, очень неплохо работает - фильм всю дорогу держит в напряжении, акценты всё время меняются, как и твои симпатии и антипатии, и даже если симпатий нет ни к кому - дороги назад нет, ты влип в историю, как влипли эти мелкие воришки.

К тому же, становится понятно, что есть что-то, какой-то секрет, ради которого, мужчина идёт на столь крайние меры. И это добавляет интриги. Когда же тайна раскрывается - что ж, нельзя сказать, что это шокирует, но это служит вполне достойным и весомым аргументом, скрепляющим конструкцию.

Федерико Альварес снимал хорроры в формате короткого метра в Монтевидео, Уругвай, пока в 2013 не получил карт-бланш мечты - деньги и площадку для съемок фильма в франшизе "Зловещие мертвецы". У него вышел крепкий хоррор, снятый с уважением к традициям. После Альварес приступил к обсуждаемому сегодня проекту. "Не дыши" вышел в 2016 и стал пусть и не сенсацией, но вполне заметным и весьма крепким триллером второй половины 10х.

shot from "Don't Breathe"/2016/Fede Alvarez/Screen Gems, Stage 6 Films, Ghost House Pictures/Источник - Kinopoisk.ru
shot from "Don't Breathe"/2016/Fede Alvarez/Screen Gems, Stage 6 Films, Ghost House Pictures/Источник - Kinopoisk.ru

Режиссеру удалось заполучить в проект злодея из "Аватара" Стивена Лэнга, который блестяще исполнил партию слепого ветерана с жуткими боевыми навыками и ещё более жуткими скелетами в шкафу. Остальные актёры держат планку вполне на уровне. Уровень напряжения и жути в моменты, когда герои оказываются закрытыми в комнате наедине с героем Лэнга, сопоставим с зашкаливающим уровнем ужаса от просмотра какой-нибудь "Техасской резни. Начало". Однако, "Не дыши" не такой мясной (к счастью), но куда более тесный и давящий - всё происходит внутри одного дома, так что авторам пришлось ударно поработать над реализацией игры в кошки-мышки в этом замкнутом пространстве. И им это отлично удалось - "Не дыши" держит в напряжении от начала до конца, подкидывая и щекочущие нервы ситуации и неплохие твисты сюжета.

Счастливой охоты

"Ветка омелы" Грина в режиме хардкор, спагетти-вестерн с важной аллегорией войны с собственными демонами.
poster to "Happy Hunting"/2017/Joe Dietsch, Louie Gibson/Источник - graphicsbuzz.com
poster to "Happy Hunting"/2017/Joe Dietsch, Louie Gibson/Источник - graphicsbuzz.com

Простой, как одноклеточное, по описанию фильм "Счастливой охоты" начинается тоже очень просто, ничем особенно не удивляет, и вообще - первая четверть фильма строго следует описанию, строго и нудно, не радуя никакими откровениями, поворотами и художественными находками. Главный герой много пьёт, не сильно вроде как из-за этого переживает, по крайней мере, до нас эта информация не доходит, и единственное, что выдёргивает его из омута привычной жизни - телефонный звонок, где ему просто, будто читая строки из описания этого же фильма сообщают о том, что женщина, когда-то бывшая его невестой, умерла, и остался ребёнок, отцовство которого приписывают ГГ. Герой не впадает ни в транс ни в агрессию ни в счастливые сопли - он просто по-молодецки собирает вещи и отправляется в Мексику, перекрыв себе путь назад участием в нехорошей разборке. В общем, авторы не особенно пытаются нас удивить, как и привязать к герою - положительных качеств пока в нём не просматривается.

Следующая часть также выдержана в духе постановки с минимальными вложениями идей - герой останавливается в небольшом городке у границы с Мексикой, его попытки дозвониться до тех, кто сообщил о ребёнке, чтобы узнать точный адрес, ни к чему не приводят, так что он оседает временно на этом пыльном песчаном дне, где, судя по листовкам на столбах, готовится некий фестиваль охоты. Герою нет никакого дела до фестивалей и до того факта, что в тихом омуте водится чёрт знает кто, он притащил свой омут с собой, оставаясь верным рабом бутылки.

Фестиваль оказывается жутким праздником охоты на людей, тут авторы нас тоже не удивляют - по сути, идея скопирована с "Судного дня", но сжата до размеров маленького городка по территориальному признаку. Смысл же остался тем же, мораль прикручена та же, правда, не все равны в правах - жертвами становятся те, кто много косячит, выбирает их местный шериф, есть несколько охотников, каждый со своим стилем и арсеналом, а остальные занимают досуг, наблюдая за процессом и слушая сводки по радио.

Главный герой накануне попадает в гости к странному типу, который заправляет местным клубом анонимных алкоголиков и проповедует отказ от всяческих соблазнов, однако не забывает оставить приманку для героя на видном месте - тот крадёт какие-то таблетки, за что и оказывается в числе жертв в предстоящей кровавой игре.

Старт дан, и охота начинается. Здесь мы узнаём героя с иной стороны - он оказывается довольно изобретательным, что позволяет ему стать чуть ли не единственным выжившим спустя буквально пять минут. Пока охотники расправляются с остальными жертвами, главный герой ловко уходит, заодно разобравшись с одним из охотников - женой того странного типа, и чуть не угробив его самого.

Далее начинается настоящий survival-horror, то есть триллер на выживание с весьма недурной динамикой и смачными элементами экшна. Авторы начинают радовать нас недурными, почти Тарантиновскими находками в искусстве разборок в пустыне и в маленьких домиках - чего стоит только сцена, в которой герой расправляется с тремя охотниками в какой-то одинокой радиорубке.

Здесь же нам подкидывается и тема внутренней борьбы героя - понятно, что его алкоголизм, как и любое аддиктивное расстройство, имеет какие-то корни, но мы не знаем подробностей. Так или иначе, Уоррена преследует некий дух одного из убитых им парней, который развлекает его рассказами о ужасах абстиненции, которые герою вскоре предстоит пережить, угодив в капкан посреди пустыни. Ему удаётся выжить, вырваться из кошмарного сна, освободиться, победить ещё в одной дуэли, и даже найти потайной ход в Мексику, но там его настигает тот самый фанатик.

И если сцена с диким кошмаром в пустыне напоминает сцену ночного кошмара героини в пещере из "Выжившей", то сцена в катакомбах на пути в Мексику, сцена встречи с якобы излечившимся, но на самом деле больным на всю голову Стивом - крутая аллегория борьбы с внутренним демоном. И то как герой выходит из этого конфликта - это, по сути, хардкорная версия классического рассказа Грина "Ветка омелы", в котором герой дал себе и супруге обещание больше никогда не пить. Тут на самом деле становится понятно, что самой важной войной за свою жизнь на протяжении всей этой истории была война героя с самим собой, попытка найти смысл и утвердиться в желании жить, позволить себе хотеть жить - этим герой похож на героиню "От этого песок становится красным".

По сути, главный герой похож на классического персонажа спагетти-вестерна - он практически непобедим - но есть исключение - у Уоррена есть история. И хотя нам её толком не раскрывают, мы видим её через внутреннюю борьбу, в которой победить сложнее всего. Драматическая конструкция, развитие героя и аллегории в таком жанре кино - не частые гости. Плюс, есть хорошие находки и динамика для любителей экшна во второй половине фильма. За это фильму можно простить очень вялое начало.

Атлантида

Добро пожаловать на маяк, мистер Салли.
shot from "Cold Skin"/2017/Xavier Gens/Babieka, Kanzaman, Ink Connection/Источник - kinopoisk.ru
shot from "Cold Skin"/2017/Xavier Gens/Babieka, Kanzaman, Ink Connection/Источник - kinopoisk.ru

Снова переводчики постарались снабдить фильм максимально заунывным названием - маловероятно, что вас потянет смотреть триллер с таким названием. Впрочем, оригинальное название переводится как "холодная кожа", что также не создаёт притягательного эффекта.

Чтобы максимально быстро получить представление о картине, стоит вспомнить нашумевшую в 2019 году ленту "Маяк" Роберта Эггерса, автора "Ведьмы" (кстати, "Ведьма" Эггерса вошла в подборку рекомендаций Стивена Кинга, ссылка внизу). В целом, в "Атлантиде" примерно такой же посыл - на остров прибывает новый метеоролог, юноша, который уже с первых кадров носит за собой хвост в виде вопроса, топорно озвученного в кадре, "от чего ты бежишь?" Там его встречает хранитель маяка, суровый дядька в возрасте, малообщительный и вообще избегающий контакта с новичком. И если в "Маяке" персонаж Уиллема Дефо был вынужден хотя бы минимально общаться с героем Паттинсона - ведь тот прибыл на должность его помощника, то здесь у героев разные зоны ответственности и разная жилплощадь. Юный безымянный метеоролог, которого хранитель маяка Грюнер называет впоследствии просто "друг", приезжает чтобы заменить бывшего метеоролога - тот должен покинуть пост, но его просто никто не находит - и обустраивается новобранец в отдельно стоящем домике. Хранитель маяка Грюнер же живет в маяке, подозрительно надёжно укрепленном со всех сторон.

Тем не менее, искать подход к Грюнеру и проситься на ПМЖ в маяк "другу" всё же приходится - не успевает прибывший обустроиться и наладить быт, как одной ночью к нему начинают ломиться жуткие существа со перепонками и странными глазами. Пытаясь отбиться от них, "друг" имеет неосторожность спалить домик, так что у него просто нет выхода. Случайная потасовка с одним из этих существ с синей кожей заканчивается тем, что Грюнер встаёт на защиту последнего, которое оказывается чем-то вроде питомца Грюнера неизвестной расы и женского пола.

Если "Маяк" Эггерса - фильм максимально универсальный и аллегоричный, то "Атлантида", хотя и не обходится без пафоса, имеет несколько другие оттенки. Несмотря на несомненно схожие темы, одиноких персонажей с неизвестным прошлым и эксапистским настоящим и кивки в сторону конфликта поколений, "Атлантида" - не настолько мифологична, как "Маяк", построенный на юнгианстве.

Здесь больше конкретики, конкретных действий, конкретной борьбы с более менее осязаемой целью, противостояния идеологий и т.д. В "Маяке" всё сведено до супер-минимализма, включая визуальные решения. Также в "Атлантиде" прошлое героев вскрывается хотя поздно и вскользь - оно играет важную роль для построения верного ощущения безысходности и жути в финале - и да, финал неплох, и все вещи подбиваются и недурно срабатывают.

Первая часть несколько перегружена пафосом - цитатами из Ницше и Данте, закадровым голосом, скороспелыми выводами и бьющими в лоб сентенциями, которые зритель мог бы сам вычислить, наблюдая за происходящим. После того, как персонажи находят какой-никакой общий язык (надо сказать, существование новой расы юный метеоролог принимает практически без удивления), их совместный быт налаживается, и действо превращается в крепостной экшн - персонажи совместно отбиваются от толп атакующих маяк сородичей их питомца. И почему-то лишь ближе к концу вроде бы разумный и миролюбивый главный герой задаётся этической стороной вопроса истребления новой расы. Да, здесь встроена тема из фильма "Аватар", даже кожа у представителей иной расы тоже синяя, только они живут не на другой планете, а под водой - а как мы знаем, океан изучен хуже, чем космос.

Здесь нет такой оголтелой линии противостояния персонажей, но всё же противостояние есть. И не важно, кто тут победит - ведь впереди самая важная и тяжелая схватка, с одиночеством, с самим собой, с принятием того факта, что ты занял своё место, приехав сюда, и рано или поздно тебе суждено стать тем, кем ты должен был, выбрав себе такую долю.

Режиссер Ксавье Жанс это вам не Кэмерон и не Эггерс - поэтому фильм не столь красив и зрелищен, как "Аватар" (правда сцены боёв вполне недурны) и не столь вычурно аллегоричен, как "Маяк". Жанс в своё время снял жутко мясной хоррор "Граница", так что для его киноязыка "Атлантида" итак чересчур зрелый и спокойный фильм. Придраться есть к чему - это безусловно. Но игра актёров хороша, фильм недурно сочетает несколько жанров, более менее ладно отыгрывает тему конфликта поколений, в меру располагает лавкрафтианским ужасом (совсем немного) и предлагает неплохую концовку, заряженную фатализмом и топливом кошмара.

Две части подборки фильмов, рекомендованных Стивеном Кингом ищите ТУТ и ТУТ

Статья о фильме "Выжившая" (упоминался в описании "Счастливой охоты") и ещё паре крутых триллерах о мести ЗДЕСЬ

Самые ожидаемые хорроры 2021го года разобрали здесь

Рассказываем о самых интересных (насколько это удалось) российских хоррорах 2020 тут и тут

Выбираем лучший триллер 2020 и лучший хоррор 2020

И ещё три крутых триллера 2010х ловите здесь