Не дыши
Момент, когда охотник меняется с жертвой местами часто становится моментом потери интереса, но что если авторам удастся постоянно менять акценты?
Истории о том, как охотник становится жертвой являются весьма популярными, позволяя по-разному подходить к механике перевертыша - где-то жертва вдруг обретает смысл жизни, и, соответственно силы бороться, где-то - хитросплетенный сюжет держит от нас втайне, что изначально жертва и охотник это охотник и жертва. Как правило, мы можем заметить момент смены ролями - это лишь вопрос времени. Однако, в крепком триллере "Не дыши" не так просто понять, кто в итоге охотник, а кто жертва.
Во-первых, герои, которым изначально отведена роль охотников - малоприятные асоциальные персонажи, которым не особенно спешишь сопереживать - ведь они задаются целью ограбить дом старого и к тому же слепого ветерана войны. Но им и сложно отдать лавры "охотников" - слишком жалкие они для этого. Тем не менее, они ввязываются в эту недобрую авантюру, и уже скоро становится понятно, в том числе им самим, что они скорее жертвы в захлопнувшейся ловушке.
Во-вторых, антагонист героев - тот самый слепой ветеран - тоже не особенно походит на роль жертвы, хотя его и жаль, и он вызывает несомненное уважение поначалу, он скорее больше тянет на охотника. И даже когда он вживается в роль охотника, он, в общем-то в чём-то прав, ведь он защищает свою жизнь и своё жилище. Но опять же - его способы самозащиты чересчур уж жестоки, и оправдать его не получается. Тут волей-неволей начинаешь испытывать жалость к героям, залезшим в дом с целью обогащения - начинаешь болеть за них. И вся эта игра, навязанная авторами, очень неплохо работает - фильм всю дорогу держит в напряжении, акценты всё время меняются, как и твои симпатии и антипатии, и даже если симпатий нет ни к кому - дороги назад нет, ты влип в историю, как влипли эти мелкие воришки.
К тому же, становится понятно, что есть что-то, какой-то секрет, ради которого, мужчина идёт на столь крайние меры. И это добавляет интриги. Когда же тайна раскрывается - что ж, нельзя сказать, что это шокирует, но это служит вполне достойным и весомым аргументом, скрепляющим конструкцию.
Федерико Альварес снимал хорроры в формате короткого метра в Монтевидео, Уругвай, пока в 2013 не получил карт-бланш мечты - деньги и площадку для съемок фильма в франшизе "Зловещие мертвецы". У него вышел крепкий хоррор, снятый с уважением к традициям. После Альварес приступил к обсуждаемому сегодня проекту. "Не дыши" вышел в 2016 и стал пусть и не сенсацией, но вполне заметным и весьма крепким триллером второй половины 10х.
Режиссеру удалось заполучить в проект злодея из "Аватара" Стивена Лэнга, который блестяще исполнил партию слепого ветерана с жуткими боевыми навыками и ещё более жуткими скелетами в шкафу. Остальные актёры держат планку вполне на уровне. Уровень напряжения и жути в моменты, когда герои оказываются закрытыми в комнате наедине с героем Лэнга, сопоставим с зашкаливающим уровнем ужаса от просмотра какой-нибудь "Техасской резни. Начало". Однако, "Не дыши" не такой мясной (к счастью), но куда более тесный и давящий - всё происходит внутри одного дома, так что авторам пришлось ударно поработать над реализацией игры в кошки-мышки в этом замкнутом пространстве. И им это отлично удалось - "Не дыши" держит в напряжении от начала до конца, подкидывая и щекочущие нервы ситуации и неплохие твисты сюжета.
Счастливой охоты
"Ветка омелы" Грина в режиме хардкор, спагетти-вестерн с важной аллегорией войны с собственными демонами.
Простой, как одноклеточное, по описанию фильм "Счастливой охоты" начинается тоже очень просто, ничем особенно не удивляет, и вообще - первая четверть фильма строго следует описанию, строго и нудно, не радуя никакими откровениями, поворотами и художественными находками. Главный герой много пьёт, не сильно вроде как из-за этого переживает, по крайней мере, до нас эта информация не доходит, и единственное, что выдёргивает его из омута привычной жизни - телефонный звонок, где ему просто, будто читая строки из описания этого же фильма сообщают о том, что женщина, когда-то бывшая его невестой, умерла, и остался ребёнок, отцовство которого приписывают ГГ. Герой не впадает ни в транс ни в агрессию ни в счастливые сопли - он просто по-молодецки собирает вещи и отправляется в Мексику, перекрыв себе путь назад участием в нехорошей разборке. В общем, авторы не особенно пытаются нас удивить, как и привязать к герою - положительных качеств пока в нём не просматривается.
Следующая часть также выдержана в духе постановки с минимальными вложениями идей - герой останавливается в небольшом городке у границы с Мексикой, его попытки дозвониться до тех, кто сообщил о ребёнке, чтобы узнать точный адрес, ни к чему не приводят, так что он оседает временно на этом пыльном песчаном дне, где, судя по листовкам на столбах, готовится некий фестиваль охоты. Герою нет никакого дела до фестивалей и до того факта, что в тихом омуте водится чёрт знает кто, он притащил свой омут с собой, оставаясь верным рабом бутылки.
Фестиваль оказывается жутким праздником охоты на людей, тут авторы нас тоже не удивляют - по сути, идея скопирована с "Судного дня", но сжата до размеров маленького городка по территориальному признаку. Смысл же остался тем же, мораль прикручена та же, правда, не все равны в правах - жертвами становятся те, кто много косячит, выбирает их местный шериф, есть несколько охотников, каждый со своим стилем и арсеналом, а остальные занимают досуг, наблюдая за процессом и слушая сводки по радио.
Главный герой накануне попадает в гости к странному типу, который заправляет местным клубом анонимных алкоголиков и проповедует отказ от всяческих соблазнов, однако не забывает оставить приманку для героя на видном месте - тот крадёт какие-то таблетки, за что и оказывается в числе жертв в предстоящей кровавой игре.
Старт дан, и охота начинается. Здесь мы узнаём героя с иной стороны - он оказывается довольно изобретательным, что позволяет ему стать чуть ли не единственным выжившим спустя буквально пять минут. Пока охотники расправляются с остальными жертвами, главный герой ловко уходит, заодно разобравшись с одним из охотников - женой того странного типа, и чуть не угробив его самого.
Далее начинается настоящий survival-horror, то есть триллер на выживание с весьма недурной динамикой и смачными элементами экшна. Авторы начинают радовать нас недурными, почти Тарантиновскими находками в искусстве разборок в пустыне и в маленьких домиках - чего стоит только сцена, в которой герой расправляется с тремя охотниками в какой-то одинокой радиорубке.
Здесь же нам подкидывается и тема внутренней борьбы героя - понятно, что его алкоголизм, как и любое аддиктивное расстройство, имеет какие-то корни, но мы не знаем подробностей. Так или иначе, Уоррена преследует некий дух одного из убитых им парней, который развлекает его рассказами о ужасах абстиненции, которые герою вскоре предстоит пережить, угодив в капкан посреди пустыни. Ему удаётся выжить, вырваться из кошмарного сна, освободиться, победить ещё в одной дуэли, и даже найти потайной ход в Мексику, но там его настигает тот самый фанатик.
И если сцена с диким кошмаром в пустыне напоминает сцену ночного кошмара героини в пещере из "Выжившей", то сцена в катакомбах на пути в Мексику, сцена встречи с якобы излечившимся, но на самом деле больным на всю голову Стивом - крутая аллегория борьбы с внутренним демоном. И то как герой выходит из этого конфликта - это, по сути, хардкорная версия классического рассказа Грина "Ветка омелы", в котором герой дал себе и супруге обещание больше никогда не пить. Тут на самом деле становится понятно, что самой важной войной за свою жизнь на протяжении всей этой истории была война героя с самим собой, попытка найти смысл и утвердиться в желании жить, позволить себе хотеть жить - этим герой похож на героиню "От этого песок становится красным".
По сути, главный герой похож на классического персонажа спагетти-вестерна - он практически непобедим - но есть исключение - у Уоррена есть история. И хотя нам её толком не раскрывают, мы видим её через внутреннюю борьбу, в которой победить сложнее всего. Драматическая конструкция, развитие героя и аллегории в таком жанре кино - не частые гости. Плюс, есть хорошие находки и динамика для любителей экшна во второй половине фильма. За это фильму можно простить очень вялое начало.
Атлантида
Добро пожаловать на маяк, мистер Салли.
Снова переводчики постарались снабдить фильм максимально заунывным названием - маловероятно, что вас потянет смотреть триллер с таким названием. Впрочем, оригинальное название переводится как "холодная кожа", что также не создаёт притягательного эффекта.
Чтобы максимально быстро получить представление о картине, стоит вспомнить нашумевшую в 2019 году ленту "Маяк" Роберта Эггерса, автора "Ведьмы" (кстати, "Ведьма" Эггерса вошла в подборку рекомендаций Стивена Кинга, ссылка внизу). В целом, в "Атлантиде" примерно такой же посыл - на остров прибывает новый метеоролог, юноша, который уже с первых кадров носит за собой хвост в виде вопроса, топорно озвученного в кадре, "от чего ты бежишь?" Там его встречает хранитель маяка, суровый дядька в возрасте, малообщительный и вообще избегающий контакта с новичком. И если в "Маяке" персонаж Уиллема Дефо был вынужден хотя бы минимально общаться с героем Паттинсона - ведь тот прибыл на должность его помощника, то здесь у героев разные зоны ответственности и разная жилплощадь. Юный безымянный метеоролог, которого хранитель маяка Грюнер называет впоследствии просто "друг", приезжает чтобы заменить бывшего метеоролога - тот должен покинуть пост, но его просто никто не находит - и обустраивается новобранец в отдельно стоящем домике. Хранитель маяка Грюнер же живет в маяке, подозрительно надёжно укрепленном со всех сторон.
Тем не менее, искать подход к Грюнеру и проситься на ПМЖ в маяк "другу" всё же приходится - не успевает прибывший обустроиться и наладить быт, как одной ночью к нему начинают ломиться жуткие существа со перепонками и странными глазами. Пытаясь отбиться от них, "друг" имеет неосторожность спалить домик, так что у него просто нет выхода. Случайная потасовка с одним из этих существ с синей кожей заканчивается тем, что Грюнер встаёт на защиту последнего, которое оказывается чем-то вроде питомца Грюнера неизвестной расы и женского пола.
Если "Маяк" Эггерса - фильм максимально универсальный и аллегоричный, то "Атлантида", хотя и не обходится без пафоса, имеет несколько другие оттенки. Несмотря на несомненно схожие темы, одиноких персонажей с неизвестным прошлым и эксапистским настоящим и кивки в сторону конфликта поколений, "Атлантида" - не настолько мифологична, как "Маяк", построенный на юнгианстве.
Здесь больше конкретики, конкретных действий, конкретной борьбы с более менее осязаемой целью, противостояния идеологий и т.д. В "Маяке" всё сведено до супер-минимализма, включая визуальные решения. Также в "Атлантиде" прошлое героев вскрывается хотя поздно и вскользь - оно играет важную роль для построения верного ощущения безысходности и жути в финале - и да, финал неплох, и все вещи подбиваются и недурно срабатывают.
Первая часть несколько перегружена пафосом - цитатами из Ницше и Данте, закадровым голосом, скороспелыми выводами и бьющими в лоб сентенциями, которые зритель мог бы сам вычислить, наблюдая за происходящим. После того, как персонажи находят какой-никакой общий язык (надо сказать, существование новой расы юный метеоролог принимает практически без удивления), их совместный быт налаживается, и действо превращается в крепостной экшн - персонажи совместно отбиваются от толп атакующих маяк сородичей их питомца. И почему-то лишь ближе к концу вроде бы разумный и миролюбивый главный герой задаётся этической стороной вопроса истребления новой расы. Да, здесь встроена тема из фильма "Аватар", даже кожа у представителей иной расы тоже синяя, только они живут не на другой планете, а под водой - а как мы знаем, океан изучен хуже, чем космос.
Здесь нет такой оголтелой линии противостояния персонажей, но всё же противостояние есть. И не важно, кто тут победит - ведь впереди самая важная и тяжелая схватка, с одиночеством, с самим собой, с принятием того факта, что ты занял своё место, приехав сюда, и рано или поздно тебе суждено стать тем, кем ты должен был, выбрав себе такую долю.
Режиссер Ксавье Жанс это вам не Кэмерон и не Эггерс - поэтому фильм не столь красив и зрелищен, как "Аватар" (правда сцены боёв вполне недурны) и не столь вычурно аллегоричен, как "Маяк". Жанс в своё время снял жутко мясной хоррор "Граница", так что для его киноязыка "Атлантида" итак чересчур зрелый и спокойный фильм. Придраться есть к чему - это безусловно. Но игра актёров хороша, фильм недурно сочетает несколько жанров, более менее ладно отыгрывает тему конфликта поколений, в меру располагает лавкрафтианским ужасом (совсем немного) и предлагает неплохую концовку, заряженную фатализмом и топливом кошмара.
Две части подборки фильмов, рекомендованных Стивеном Кингом ищите ТУТ и ТУТ
Статья о фильме "Выжившая" (упоминался в описании "Счастливой охоты") и ещё паре крутых триллерах о мести ЗДЕСЬ
Самые ожидаемые хорроры 2021го года разобрали здесь
Рассказываем о самых интересных (насколько это удалось) российских хоррорах 2020 тут и тут
Выбираем лучший триллер 2020 и лучший хоррор 2020
И ещё три крутых триллера 2010х ловите здесь