Найти тему
10,5K подписчиков

Переход на дистант – прыжок в будущее или временная необходимость?

В 2020 году из-за пандемии коронавируса российские образовательные организации были вынуждены резко перейти на дистанционный режим. Столь стремительный выход онлайн-формата на первый план наглядно продемонстрировал как его преимущества, так и недостатки, которые важно учитывать, чтобы упростить адаптацию к цифровым технологиям в образовании. Михал Гвяздовски, управляющий директор платформы «Знания», рассказал о некоторых итогах дистанционного обучения и поделился мнением, смогут ли, на его взгляд, виртуальные уроки заменить обычные занятия в школе.

Разбираемся с экспертом

Удаленный формат требует новых компетенций

– Онлайн-обучение действительно удобно, когда нет возможности для встреч с педагогами, – рассказывает Михал Гвяздовски . Но в то же время анализ мнений пользователей образовательной платформы Znanija.com показывает, что примерно половине детей оно дается труднее, чем традиционное, им проще воспринимать новый материал на очных занятиях. Кроме того, многим трудно организовать свою работу, так как учителя нет рядом, а местом для занятий стал дом, где дети привыкли делать домашнее задание и отдыхать.

Но все же главный недостаток дистанционного обучения, по мнению учащихся, заключается в дефиците личного общения с учителями и сверстниками. Отсутствие такой живой связи ухудшает эмоциональное состояние и снижает мотивацию. Ограничения, связанные с пандемией, позволили еще раз убедиться, что эффективность обучения школьников напрямую зависит от доступности личной коммуникации, а для повышения мотивации необходима совместная деятельность в группе сверстников и возможность обсудить результаты.

Трудности детей с самоорганизацией и восприятием информации на удаленке приводят к росту нагрузки на родителей. Им приходится больше помогать с домашними заданиями и даже проводить физкультминутки. Как отмечают сами родители, все это затруднительно, так как из-за работы у них нет времени. К тому же не хватает понятных инструкций, когда и что делать, чтобы помочь детям. Иначе говоря, родителям тоже не достает общения с учителями, и это следует учитывать.

Таким образом, задача педагога в ходе дистанционного обучения состоит в том, чтобы не просто давать определенный объем новых сведений, а развивать познавательную активность учащихся, их способность добывать знания и использовать их на практике. Значит, необходимо научить детей выбирать источники информации, оценивать их достоверность, работать с текстами, аудио- и видеоматериалами. Не менее важно учить самостоятельно планировать время.

Следует обратить внимание школьников на то, что учебный процесс – это командная работа даже в онлайн-режиме, то есть еще одной важной компетенцией становится способность этично и содержательно поддерживать виртуальную коммуникацию с учителями и одноклассниками в процессе обучения.

Итоги дистанционного обучения в 2020 году

Пока большинство учителей и родителей в России, судя по опыту 2020 года, считают, что онлайн-обучение не сможет полностью заменить уроки в школе. Основная доля учащихся тоже не хочет постоянно заниматься на дистанте, так как в классе гораздо интересней. И дело не только в недостатке необходимых компетенций как у взрослых, так и у детей, и малом опыте использования цифровых инструментов для обучения. Еще одним препятствием являются технические ограничения: нехватка школьной и домашней компьютерной техники, перебои с интернетом.

Действительно, прошлый год показал, что пока не только российские, но и зарубежные образовательные организации не готовы к полному переходу на дистанционный формат. Так, по данным консалтинговой компании McKinsey & Company, из-за ограничений, связанных с COVID-19, школьники в среднем могут отставать по уровню знаний от программы примерно на 7–10 месяцев, в зависимости от особенностей системы образования в той или иной стране.

Специалисты Института Брукингса (The Brookings Institute) оценили недостаток полученных знаний на примере обучения школьников чтению и математике. По их данным, к началу осени 2020 года результативность обучения чтению составила лишь 70%, а по математике и вовсе не более 50% от того, чего удавалось достичь за учебный год в обычных условиях. Сложнее всего пришлось учащимся младших классов, которые могли отстать от программы почти на год.

С другой стороны, дистанционные технологии нельзя сбрасывать со счетов, поскольку при грамотном использовании цифровых ресурсов запоминаемость материала повышается за счет широких возможностей подачи образовательного контента. Поэтому во многих странах Европы и в США цифровизация в школах задействована гораздо шире, чем в России, но преимущественно в рамках уже подтвердившего свою эффективность смешанного обучения, при котором в основе остается традиционный очный формат.

Содействие развитию онлайн-формата

Вынужденный стремительный переход на дистанционное обучение уже изменил систему образования в России, и теперь важно сделать дальнейшее внедрение цифровых технологий в учебную практику как можно более гармоничным. А чтобы выявить самые успешные решения и слабые места, нужно обеспечить конструктивное взаимодействие органов власти, педагогического и родительского сообществ.

Важно продолжать приобщать учителей и родителей к цифровым технологиям, в доступной форме широко информировать их о преимуществах онлайн-инструментов и способах их использования, чтобы взрослые не боялись цифровизации.

Также необходимо повышать доступность онлайн-сервисов и помогать всем участникам образовательного процесса, взрослым и детям, полноценно использовать имеющиеся цифровые инструменты. Разработчики EdTech-решений, включая платформу Znanija.com, активно этому способствуют. Мы, как и большинство образовательных ресурсов, предусмотрели расходы на увеличение мощностей, оплату дата-центров, создание новых сервисов, развитие мобильного приложения и повышение посещаемости. Ведь даже после снятия ограничений, введенных из-за пандемии, онлайн-платформы останутся по-прежнему актуальными для тех, кто намерен продолжать учиться дистанционно, нуждается в помощи при подготовке домашних заданий или просто хочет идти в ногу со временем, пользуясь всеми преимуществами цифровизации в образовательной среде.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .