(Parker, 2013, США)
Всяк, кто не знаком с творчеством Дональда Уэстлейка, но видел две последние экранизации его романов о Паркере - "Расплату" (1999) и "Паркера" - наверняка задаст вопрос:
- Во, блин, неужто правда все книги про Паркера начинаются с того, что он кого-то грабит, а затем его подельники пытаются его замочить и отнять его долю? Только Паркер, естественно, выживает, выковыривает из себя пули и потом гоняется за этими козлами, невзирая на их крутую мафиозную "крышу"?
И это резонный вопрос, ведь завязка "Паркера" отличается от завязки "Расплаты" только географией да числом действующих лиц, тогда как в остальном - полное дежавю.
Итак, наш Паркер (Стэйтем) опять кого-то грабанул - эка невидаль! И на сей раз он и банда некоего Меландера (Майкл Чиклис) устроили налёт... на колхозную ярмарку "Праздник урожая" в Луизиане.
Вот только не надо ха-ха! Разумеется, Паркер с подельниками вывезли оттуда полные сумки отнюдь не варенья, соленых груздей и сувениров из бересты. В сумках у них был аж целый мильон баксов, взятый ими из ярмарочной кассы и предназначенный для делёжки на пятерых.
Однако возник неловкий момент: Маландера в детстве выгнали из 2 класса школы до того, как он научился делить на пять - мог только на четыре. Поэтому он решил сию математическую задачку просто и элегантно: отнял "единицу", напав с корешами на Паркера.
Напал по-жесткому, не просто выпнув его за дверь, а сначала всадив в него несколько пуль, дабы Паркер не мог оспорить этот межпацанский приговор.
Но Паркер, как и в "Расплате" (только там его звали Портером), снова всех обдурил: и от пуль не отказался, и умирать не пожелал. А доехал стараниями добрых людей до больницы, где вскорости и воскрес - опять-таки по заветам "Расплаты".
Впрочем, как бы тепло и уютно не было в больничной кроватке, ждать, когда копы навестят его с цветами и апельсинами, Паркер не стал. И задал дёру, едва мало-мальски очухался. А потом, выйдя на след обидчиков, стал думать-гадать, как бы ему им побольнее отомстить. Тем паче, что Маландер как раз готовил новое ограбление, аж в 50 раз круче - с кушем в целых 50 "лимонов". А значит, если чуток повременить, гадёныша можно было схватить за глотку не только с устатку, но и богатеньким.
Далее всё опять же предсказуемо, но драйвово и весело.
Паркер бегает по Палм-Бич, с ним на пару бегает крутобёдрая риэлторша Лесли (Дженнифер Лопес), за ними бегает заезжий киллер с ножиком (Даниэль Бернхард), а Маландер с корешами бегают вокруг цели своего грядущего грабежа. Драки, стрельба, веселуха - всё в духе голливудского криминально-боевого олдскула. Поэтому, если вы смотрели любой известный боевик со Стэйтемом и вам понравилось, то и здесь ощутите себя в своей тарелке. И не захотите вылезать из неё вплоть до финальных титров.
***
В общем, вряд ли кто-то сомневался в 2013-м, что Тэйлор Хэкфорд ("Долорес Клейборн", "Доказательство жизни", "Адвокат дьявола") умеет снимать крепкое, добротное кино.
В точности так же он поступил и в этот раз.
"Паркер" - вполне приличный жёсткий боевик "со Стэйтемом", который даже можно иногда пересматривать. И по нынешним временам это можно считать о-го-го какой похвалой. Но при одном условии: если не сравнивать картину Хэкфорда со стильной, "нуаристой" "Расплатой" Хелгеленда. Ибо тягаться с Мэлом Гибсоном в вопросе, чей Паркер/Портер лучше, Стэйтему всё-таки слабо́.